Москва догнала Америку в цене на бензин

На этой неделе розничная цена на бензин в России впервые сравнялась с ценой автомобильного топлива в США. В московских розничных компаниях пеняют на крупные нефтяные компании, завышающие оптовые цены на бензин. Нефтяники, в свою очередь, объясняют рост цен увеличением спроса и повышением тарифов на железнодорожные перевозки и электроэнергию, пишет "Коммерсантъ".

По данным Московской топливной ассоциации, средняя цена бензина марки Аи-95 на столичных автозаправках 16 августа составляла 14,83 рублей за литр. Но цена литра этого бензина на АЗС, работающих под брэндами крупных нефтекомпаний, достигла 15,1 рублей. В тот же день управление по энергетической информации министерства энергетики США зафиксировало среднюю розничную цену бензина марки Midgrade (соответствует Аи-95) в $1,97 за галлон. В пересчете на российские единицы измерения это составляет 15,2 рублей за литр. При этом в некоторых регионах США средняя цена этого бензина ниже московской. Таким образом, впервые цены на бензин в России достигли американского уровня. При этом в течение последних двух месяцев цены на бензин в США постоянно снижаются, а в России растут. "Ненормальной" называют аналитики ситуацию, когда бензин в стране с дорогой рабочей силой и жестким налоговым законодательством, являющейся крупнейшим импортером нефти, стоит дешевле, чем в России, принадлежащей к числу крупнейших производителей нефти. В США, по данным минэнерго, цена нефти составляет 44% розничной стоимости бензина, еще 27% составляют налоги в различные бюджеты. В России же акцизы и налоги формируют до 60% конечной розничной цены топлива. Себестоимость добычи барреля нефти в России составляет всего $2-6, то есть максимум 1,3 тысячи рублей за тонну. Однако внутрироссийская цена нефти, поставляемая на НПЗ для переработки, сейчас составляет 5,6 тысяч рублей за тонну, а американцы такой же объем получают за 9,8 тысяч рублей. Хотя российские и американские НПЗ используют разную нефть (сорта Urals и WTI), но количество бензина из него получается практически одинаковое. Российские бензоторговцы в росте цен обвиняют крупные нефтекомпании, постоянно повышающие оптовые цены. Как отметил руководитель одной из столичных сетей АЗС, "с начала года оптовые цены выросли примерно на 40%, в то время как в США лишь на 8-12%". По его словам, "нефтяники стараются выжать максимальную маржу на внутреннем рынке, чтобы приблизить ее к той, что они получают от экспорта". При этом, как утверждает бензоторговец, повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты уровень экспорта не снижает,а нефтяники еще больше увеличивают цену, чтобы компенсировать затраты на пошлины. Крупные нефтекомпании не считают себя виновными в росте цен на бензин. Признавая, что подъем мировых цен на нефть повлиял на ситуацию, нефтяники указывают и другие причины подорожания бензина. Как пояснили в ЛУКОЙЛе, "с конца 2002 года в России происходит рост цен на продукцию и услуги всех основных отраслей промышленности, в том числе естественных монополий". По данным представителя компании, "тарифы на газ выросли на 44%, на столько же выросли тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, более чем на 80% повысились тарифы на электроэнергию, на 40-60% подорожала теплоэнергия, а с декабря 2003 года на 33% выросли цены на продукцию трубной промышленности". Последние же повышения цен нефтекомпании объясняют сезонным увеличением спроса. Розничные бензоторговцы между тем говорят, что уже сейчас стоимость Аи-95 на АЗС, исходя из оптовых цен, должна составлять 16 руб. за литр, но обещают не повышать розничные цены хотя бы до сентября, опасаясь падения спроса. С осени же, по оценкам специалистов, дальнейшее подорожание топлива неизбежно, и при сохранении прежних темпов роста к лету 2005 года цены на бензин могут достигнуть европейского уровня –1 евро за литр.

ДНИ в Telegram