Шесть лет без дефолта

Ровно шесть лет назад, 17 августа 1998 года, Россия устами премьер-министра Сергея Кириенко объявила, что более не может платить по внешним долгам. В считанные дни после этого заявления обесценился рубль, разразился банковский кризис, замерли все финансовые рынки страны. А в лексикон россиян прочно и надолго вошло новое понятие - дефолт. Шок был настолько сильным, пишет "Время новостей", что и сегодня, шесть лет спустя, каждый август чиновникам и экспертам приходится отвечать на один и тот же вопрос: возможно ли повторение дефолта?

Экономисты в один голос уверяют: причин для дефолта не существует. В отличие от середины 90-х в России уже несколько лет экономический рост, бюджет исполняется с профицитом, налоговая реформа позволила улучшить собираемость и администрирование налогов, золотовалютные резервы сейчас составляют более $88 миллиардов, а мировые цены на нефть на радость бюджету запредельно высоки.

Уже в начале 2005 года будет сформирован стабилизационный фонд в размере 500 миллиардов рублей, который позволит правительству балансировать бюджет и исправно платить по долгам даже тогда, когда цена на нефть резко упадет. Этого, впрочем, сегодня не ожидает почти никто. Эксперты если и предрекают падение нефтяных цен, то незначительное.

Одним словом, никаких предпосылок для повторения ситуации 1998 года в России не существует. Однако возможность кризисных явлений в отдельных сферах экономики вполне реальна. Причем отнюдь не по экономическим причинам. Парадоксально, но факт: главным источником угрозы для экономической стабильности в государстве сегодня является само государство. Его зачастую неумелые действия как регулятора экономических процессов. Показательный пример - недавние события в банковском секторе.

Как пишут "Известия", июльские проблемы банковских институтов некоторые россияне считают предвестником нового дефолта. Многие из них до сих пор пытаются найти виновника своих финансовых потрясений. Об этом свидетельствует опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения.

Данные опроса показали, что единого мнения по поводу основного виновника дефолта 1998 года в народе нет. Большинство опрошенных (57%) обвиняют во всем Бориса Ельцина и его окружение. А вот Сергея Кириенко, который озвучил начало крупнейшего в современной истории кризиса, во всех бедах склонны винить только 21% респондентов. По 16% опрошенных всю вину за дефолт возложили на олигархов во главе с Борисом Березовским и на демократов-реформаторов во главе с Анатолием Чубайсом. А вот ксенофобией, как выяснил ВЦИОМ, российские граждане не страдают: только 7% опрошенных склонны все беды приписывать действиям МВФ и иностранным кредиторам. Интересно, что социологи отметили наличие единодушия в оценках сторонников ведущих политических партий. Так, Ельцина в качестве виновника кризиса чаще называют сторонники КПРФ (70%), правительство Кириенко - приверженцы ЛДПР (30%), Чубайса - сторонники партии "Родина" (31%), Березовского - приверженцы "Единой России" (20%).

Но кого бы россияне ни винили в кризисе, для большинства из них он оказался настолько сильным потрясением, что даже спустя несколько лет вполне благополучной жизни они любые сбои в деятельности финансовой системы воспринимают как вестник новых катаклизмов. Около 47% опрошенных ВЦИОМом граждан уверены, что финансовый кризис, аналогичный августовскому дефолту 1998 года, может произойти в России в любой момент. Как ни парадоксально, но больше всего новых катаклизмов опасаются россияне, которым терять в сущности нечего. Как утверждают социологи ВЦИОМа, наиболее мрачные прогнозы своего будущего характерны для старших возрастных групп, а также для тех, кто оценивает свое материальное положение как "плохое". То есть это - наименее экономически активные слои населения (стало быть – менее информированные о реальном состоянии экономики, питающие свой страх в основном прошлыми воспоминаниями). Представители молодого и среднего поколений, считающие свое материальное положение хорошим, смотрят в будущее с большим оптимизмом. Именно они в основном входят в группу опрошенных (37%), считающих, что финансовых катаклизмов в будущем не предвидится.

ДНИ в Telegram