Авиаперевозчикам грозит банкротство

Вчера стало известно, что Министерство экономического развития и торговли инициировало расторжение инвестиционного соглашения с авиакомпанией "Трансаэро", по которому она получила право беспошлинного ввоза иностранных самолетов. Аналогичные действия МЭРТ собирается провести и в отношении "Аэрофлота". Поводом для попытки взыскать с компаний неуплаченные пошлины, пишет "Коммерсантъ", стало затягивание ими покупки самолетов российского производства. Если МЭРТ реализует свои угрозы, "Трансаэро" придется вернуть бюджету $300 миллионов, а "Аэрофлоту" -- $400 миллионов. С учетом нынешних доходов компаний такие единовременные выплаты приведут к их банкротству.

В 1994 году авиакомпанию "Трансаэро" освободили на пять лет от уплаты таможенных пошлин и налогов с самолетов иностранного производства, временно ввозимых в Россию (такое же распоряжение было сделано и в отношении "Аэрофлота"). В декабре 1999 года премьер-министр Владимир Путин пролонгировал эти распоряжения еще на пять лет, но ввел дополнительное условие - в рамках соглашения с Минэкономразвития компании обязались на сэкономленные за счет льгот средства приобрести российские самолеты. "Аэрофлот" - шесть пассажирских дальнемагистральных Ил-96-300 и три аналогичных грузовых лайнера, "Трансаэро" - десять Ту-204. Их стоимость составляет также более $700 миллионов.

С 1994 года "Трансаэро" взяла в лизинг 17 лайнеров иностранного производства. "Аэрофлот" приобрел 27 зарубежных самолетов общей стоимостью более $1 миллиарда. Сэкономленная компаниями сумма не объявляется, но по подсчетам участников рынка, она достигает $700 миллионов. При этом авиакомпании в рамках инвестсоглашений не закупили ни одного российского лайнера. Как рассказал изданию источник в МЭРТе, на днях министерство обратилось в арбитражный суд с иском о расторжении инвестсоглашения с авиакомпанией "Трансаэро" и "взыскании суммы необоснованно полученной налоговой льготы" (около $300 миллионов). За несколько дней до подачи иска МЭРТ получило письмо Генпрокуратуры, в котором указывалось на нарушения "Трансаэро" условий инвестсоглашения. Эту информацию вчера на пресс-конференции подтвердил глава Федерального агентства воздушного транспорта Николай Шипиль. По словам руководителя департамента правового обеспечения МЭРТа Николая Попова, срок действия льготы заканчивается 28 декабря, и поскольку ни один российский самолет так и не был взят в лизинг, МЭРТ разрывает соглашение.

В "Трансаэро" заявляют, что от получения в лизинг Ту-204 не отказывались, однако программа их производства, предложенная лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко", не получила господдержки и для перевозчика не было построено ни одного Ту-204. Гендиректор лизинговой компании Александр Рубцов подтвердил, что правительство из двух проектов: производство Ту-204 или Ил-96 - поддержало второй. Между тем и второй проект пока остается нереализованным. В конце 2003 года между "Ильюшин Финанс Ко"и "Аэрофлотом" был подписан договор об общих условиях финансовой аренды шести Ил-96-300 общей стоимостью более $300 миллионов, но их производство на Воронежском акционерном самолетостроительном объединении так и не началось. Стороны до сих пор не смогли согласовать приложения к договору: "Аэрофлот" предъявил завышенные требования, в частности потребовал поддержания за счет лизингодателя летной годности всех компонентов в течение 15 гарантийных лет, что, по словам представителя лизинговой компании, не соответствует даже мировой практике.

Между тем, как рассказал изданию на условиях анонимности чиновник ФАВТ, на совещании во вторник глава МЭРТа Герман Греф потребовал от замгендиректора "Аэрофлота" Сергея Харитонова в течение месяца урегулировать с "Ильюшин Финанс Ко" все разногласия и выполнить условия инвестсоглашения. В противном случае МЭРТ, видимо, тоже намерен пойти в суд.

ДНИ в Telegram