ВДНХ разрушается

Менее чем через месяц Всероссийский выставочный центр (некогда ВДНХ) будет отмечать свое 65-летие. К этой дате на территории выставки готовятся всерьез: начались мощные преобразования. Но какие перспективы у знаменитой ВДНХ, никто толком ответить не может. Тем временем на территории выставки продолжают разрушаться ценнейшие памятники сталинской архитектуры, пишут "Новые известия". На первый взгляд, ситуация с бывшей ВДНХ очень простая, и ее сценарий уже не раз обкатывался на старых московских стадионах или в домах культуры: стихийный базар уходит в прошлое, а вместо него должны появиться цивилизованные магазины или, как сейчас модно говорить, "досуговые центры" (фитнес-залы, казино, бутики и элитные рестораны). Однако у ВДНХ проблема серьезней. Во-первых, советское наследие в виде роскошных сталинских павильонов не приспособлено под новые коммерческие масштабы и нуждается в тотальной реконструкции.

Во-вторых, у ВВЦ уже появились мощные конкуренты (выставочные центры на Красной Пресне, в Сокольниках), соперничать с которыми нет никакого смысла. В-третьих, вся история бывшей ВСХВ, а потом ВДНХ – это история многонационального государства. Сейчас же, когда россияне досконально изучили испанские побережья и Французскую Ривьеру, но с трудом представляют, что происходит в Карелии или в Ташкенте, говорить о возвращении выставки, символизирующей "дружбу народов", по крайней мере неуместно.

Дирекция ВВЦ в поисках инвесторов нашла пока только один выход: она старается убедить российское правительство в своей государственной значимости. Так, в прошлом месяце между ВВЦ и Минсельхозом РФ было заключено соглашение на восстановление Коневодческого и Животноводческого центров, где будут устраиваться показы племенного поголовья. Буквально на днях примерно такой же договор о взаимных интересах подписали с Федерацией независимых профсоюзов. Сейчас администрация выставки поднимает на щит идею международной ярмарки ЭКСПО-2015 (как известно, Россия проиграла тендер на ЭКСПО-2010), под которую просит уже у московского правительства инвестиции для воссоздания всего комплекса. При этом степень износа уже имеющихся 500 объектов на территории парка более 80%, нет ни инфраструктуры в виде парковок и подземных гаражей, ни сопутствующего сервиса – отелей и VIP-залов. Что касается истинной уникальности всей выставки, о ней, как ни странно, говорится в последнюю очередь. ВДНХ – это цельный градостроительный ансамбль: парк, павильоны, скульптуры. Половина этого ансамбля, правда, уже не прочитывается: ведь подступы к парку нынче густо опоясаны неудобными транспортными развязками и кричащими палатками. Теперь это не советский торжественный променад, а суетливое месиво из разных стилей. Хотя по уровню весь ансамбль ВДНХ ничем не уступает знаменитым сталинским высоткам или московскому метро и точно так же является неотъемлемой частью истории и культуры столицы. Кто должен благоустраивать историческую территорию и заботиться о сохранении культурного наследия? Совершенно неясно. До сих пор памятен спор вокруг реставрации знаменитой скульптуры Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Скульптура украшает подведомственную московскую территорию, но сама по себе как общероссийский памятник курируется федеральной властью: оттого с трудом удалось решить вопрос о финансировании ее демонтажа и реконструкции. Судя по всему, с каждым из архитектурных объектов на территории центра возникнут те же проблемы.

Шоу-бизнес в Telegram