Альфа-банк обвинил клиентов

Всю эту неделю руководство Альфа-банка проявляло недюжинную изобретательность в попытках избавить родной банк от клейма "ненадежного". Вчера оно пошло на неординарную и рискованную меру для удержания вкладчиков, введя 10% комиссию за досрочное прекращение вклада. А вице-президент банка Александр Гафин прямо заявил, что "вина лежит на вкладчиках". Вчера Альфа-банк, громко заявлявший об отсутствии проблем, удивил всех неожиданным нововведением: при досрочном расторжении вклада с 8 июля банк стал брать со вкладчиков комиссию в размере 10%, пишет "Коммерсантъ". При этом новая комиссия касается как получения вклада наличными, так и перевода денег в другие банки. Таким образом Альфа-банк надеется справиться с наплывом вкладчиков, которые решили вытащить свои деньги из Альфа-банка, за их же счет. "Данная мера является временной и будет отменена, как только ситуация на рынке стабилизируется и отделения Альфа-банка смогут работать в обычном режиме",– говорится в пресс-релизе банка.

Президент Альфа-банка Петр Авен считает, что это оправданная мера для нелояльных клиентов, бросились досрочно снимать средства с депозита. Комментируя изданию решение банка, он заявил: В нашем договоре предусмотрена комиссия за досрочное прекращение договора. Обычно она бывает маленькой, но сегодня мы приняли решение ее повысить, на что имеем полное право. В последние дни мы несем большие расходы из-за нелояльных клиентов, так что по отношению к таким клиентам мы считаем такой шаг оправданным".

Как пишет "Газета", господин Гафин был более откровенен: "Хотя у Альфа-Банка не возникнет проблем при проведении операций со своими клиентами, поскольку в настоящее время у банка имеется порядка $3 миллиардов свободных денежных средств для расчетов с клиентами, мы несем убытки. Убытки по вине собственных клиентов. С ними мы и хотим поделиться". "Альфа-Банк сейчас страдает от внештатной ситуации, и вина лежит на вкладчиках, - жалуется вице-президент банка. - Мы из-за них не можем работать в нормальном режиме". Решение Альфа-банка частично помогло ему сбить напор вкладчиков. Правда, нельзя исключать, что по большей части это связано с желанием проконсультироваться с юристами, прежде чем терять 10% своих сбережений, считает "Коммерсантъ". В пресс-релизе Альфа-банка приводятся слова начальника его юридического управления Михаила Гришина о том, что "законодательных ограничений по установлению комиссий за выдачу наличных денежных средств со счетов не установлено, таким образом, введение 10-процентной комиссии не противоречит требованиям действующего законодательства и условиям заключенных с клиентами договоров".

В отделении Альфа-банка журналист издания стал свидетелем того, как от антикризисных мероприятий банка страдают рядовые вкладчики. Девушка, у которой три дня назад закончился срочный вклад, но был автоматически продлен, может получить деньги только со штрафом в 10%. В качестве альтернативного варианта ей предложили зайти через месяц, когда срок вклада снова истечет. Придуманный Альфа-банком способ удержания клиентов вызвал бурную дискуссию в банковском сообществе, отмечает издание. По мнению начальника правового департамента Ассоциации российских банков Ларисы Митяшовой, "банк обязан выдать вклад по первому требованию и устанавливать комиссии и штрафы на выдачу средств банк не вправе. Единственное, что банк может изменять при досрочном расторжении вклада,– так это величину процентов по нему".

"Я себя большим специалистом по части банковского законодательства не считаю, но мне кажется, что это очень странный шаг со стороны банка,– говорит зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев.– Юристы утверждают, что тело вклада является собственностью гражданина, а в Конституции сказано, что лишить его собственности можно только по приговору суда. С житейской же точки зрения, если в договоре есть пункт, позволяющий банку ввести комиссию, возвращаемся к Конституции".

Такого же мнения придерживается и вице-президент ассоциации региональных банков "Россия" Ольга Масленникова: "Тело вклада банк трогать не может, но комиссию за выдачу наличных денег при расторжении вклада может брать согласно условиям договора. Если вкладчику это не нравится, он может обратиться в суд, который может обязать банк предоставить экономическую обоснованность установления завышенных тарифов, связанных с изменением условий инкассации и физического обслуживания клиентов".

Президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов считает, что "если это не противоречит законодательству, я думаю, банк вправе применять любые меры по удержанию средств. Но не знаю, насколько это будет эффективно. То, что Альфа-банк ввел эту меру, скорее подтверждение того, что меры ЦБ по оздоровлению рынка недостаточны". На эти издержки и ссылается Альфа-банк при введении 10% тарифа при снятии наличных: это обусловлено "увеличившимися трудозатратами банка на покупку наличных денежных средств, их пересчет и доставку в дополнительные офисы и филиалы. Введение комиссии позволит компенсировать эти дополнительные издержки". Таким образом, если соответствующие расходы банка еще больше возрастут, его вкладчики не застрахованы от нового увеличения комиссии. В этой ситуации вкладчикам Альфа-банка стоит обратиться к статье 451 Гражданского кодекса, советует издание, которая гласит, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения: "Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях".

Тот факт, что Альфа-банк решился пойти на крайне непопулярные меры, лишний раз доказывает, что проблемы с ликвидностью у него есть. Вряд ли нормальный банк решился бы в подобной ситуации "подзаработать" на панике клиентов. В любом случае это еще один сигнал для ЦБ, что его меры по оздоровлению рынка недостаточны.

Телеграм канал