Лебедев решил надавить

Национальная резервная корпорация грозится выйти из авиастроительного бизнеса, если государство не согласится объединить Воронежский и Ульяновский авиазаводы и их головные КБ "Ильюшин" и "Туполев" в единую корпорацию гражданского самолетостроения. Чиновники, как пишут "Ведомости" пока не решили, что ответить корпорации. В начале этого года бывший вице-премьер Борис Алешин предлагал создать в России объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), которая объединила бы основных производителей гражданских, военно-транспортных и боевых самолетов, а также узлов и компонентов для них. Из-за реформы правительства детальная концепция создания корпорации так и не была разработана. Тем временем НРК предложила альтернативную идею: объединить производителей гражданских самолетов — а именно “Ильюшин” и принадлежащий ему ВАСО с “Туполевым” и подконтрольным ему “Авиастаром”. В распоряжении “Ведомостей” оказался проект указа президента об этом, подготовленный НРК и представленный на рассмотрение Минпромэнерго. В нем предлагается “учредить в третьем квартале 2004 года авиастроительную корпорацию гражданского самолетостроения, обеспечив в ней на начальном этапе долю государства не менее 51% акций” и внести в капитал этой корпорации госпакеты “Ильюшина” и “Туполева”. НРК также просит “предусмотреть в проекте федерального бюджета на 2005 год выделение не менее 10 миллиардов рублей для реализации программ лизинга российской гражданской авиатехники”. А председателем совета директоров авиастроительной корпорации предлагается назначить депутата Госдумы и основного владельца НРК Александра Лебедева. Возможная доля НРК в холдинге в письме не называется. А вчера президент НРК Анатолий Данилицкий пригрозил, что если государство не согласится на создание такой корпорации, то его компания полностью выйдет из авиапрома. Такое решение, по его словам, было принято на вчерашнем совете директоров НРК. “За последние пять лет мы вложили в авиапром $180 миллионов. Это и инвестиции в уставный капитал "Ильюшин-финанс", которая смогла наладить эффективную работу и набрать портфель на $1,5 миллиарда, и поддержка на плаву Воронежского авиазавода, — напоминает он. — Пока эти инвестиции не принесли нам отдачи”. Данилицкий говорит, что если государство и дальше не определит приоритеты в развитии авиапрома, то НРК предпочтет продать активы, но не уточняет возможного покупателя. Замдиректора “Туполева” Александр Затучный согласен с тем, что избыточная конкуренция в авиапроме не нужна, но предложения НРК обсуждать отказался, поскольку не видел их. А источник в “Туполеве” заявил “Ведомостям”, что НРК просто хочет стать монополистом по получению бюджетных средств на развитие авиапрома. “По сути, они говорят — дайте нам денег, а мы объединим отрасль и, когда она поднимется, будем на ней зарабатывать”, — считает он.

Источник "Коммерсанта" в правительстве расценил заявления менеджеров НРК как попытку давления. А по мнению аналитиков, есть два объяснения сделанным заявлениям: во –первых, это резкий ход, чтобы повлиять на ситуацию с точки зрения привлечения дополнительных госсредств и изменения отношения к авиапрому со стороны государства, а во-вторых, – намерение Национального резервного банка и НРК формально структурировать авиабизнес, переведя риски на другие компании.

Между тем правительство пока не определилось, поддержать НРК или нет, пишут "Ведомости". Источник в правительстве говорит, что если Лебедев решит продать свои авиаактивы, то правительство рассмотрит и этот вопрос, но пока какой-либо позиции по этой проблеме у чиновников еще нет.

ДНИ в Telegram