МНС: некомпетентность или коррупция?

Счетная палата подозревает налоговиков в соучастии в налоговых преступлениях. Самый заметный сегодня скандал с участием Министерства налогов и сборов (МНС) – это, безусловно, "дело ЮКОСа". Словно сводки с фронта ежедневно идет информация о новых подробностях дела опальной нефтяной компании и ее хозяев. Однако чтобы не рассказывала пресса о злоключениях нефтяников, ответа на один вопрос так и не прозвучало. Как так получилось, что, по признанию самого же Ходорковского, предприятия ЮКОСа проверялись до 500 раз в год, в итоге компания была признана "лучшим налогоплательщиком" и, вдруг, у нее обнаруживаются гигантские задолженности бюджету? Сможет ли МНС ответить на этот вопрос, так чтобы ответ не ударил по имиджу самого Министерства? Ведь речь идет о долгах бюджету лишь одной компании, которая, как теперь нам объясняют, утаивала от государства около одного миллиарда долларов ежегодно. Впрочем, вряд ли ответ стоит искать только в деле ЮКОСа. Недавно Счетная палата РФ провела проверку эффективности действующей системы взимания акцизов на алкогольную продукцию в 2003 и за истекший период 2004 годов. В ходе проверки аудиторы палаты выявили не мало нарушений с уплатой акцизов совершенных участниками рынка. Но один из выводов проверки касается и деятельности сотрудников различных подразделений МНС. Причем вывод для налоговиков, мягко говоря, не лестный. Аудиторы пришли к выводу, что, по крайней мере, некоторые из схем способствующие сокрытию акцизов могли быть осуществлены "только при попустительстве налоговых органов либо при их соучастии, поскольку на всех сопроводительных документах имеется штамп соответствующего налогового органа". Честно говоря, в безвозмездное попустительство верится как-то с трудом. Вот лишь несколько примеров, выявленных проверкой. За последние три года только в Московской области прекратили свою деятельность 68 предприятий, изготавливавших алкогольную продукцию. Их суммарные долги перед бюджетом составляют более 2,5 миллиарда рублей. Интересно, что в большинстве случаев руководителями и учредителями этих компаний являются одни и те же люди. Так, 15 февраля 2002 года в городе Краснознаменск Московской области было образовано ООО "Традиции качества". Сам по себе факт ничем не примечательный, если не знать, что это ООО было создано на производственных мощностях некоего ООО "Растор", у которого 29 декабря 2001 года была приостановлена лицензия на выпуск алкогольной продукции из-за долгов в бюджеты всех уровней в сумме 128,9 миллионов рублей. "Растор" же, в свою очередь, был создан 20 июля 2000 года на производственной базе другого должника – ООО" Диамант", долги в бюджет которого составили 426,5 млн. рублей. А "Диамант" был наследником ОАО "Надежда", задолжавшего бюджету 2,3 млн. рублей. Таким образом, общая задолженность составила 557,7 миллионов рублей. "Несмотря на это, - говорится в отчете о проверке Счетной палаты, - МНС России 15 февраля 2002 года выдало лицензию ООО "Традиции качества" на производство, хранение и поставку водки, а затем 31 июля 2002 года взамен этой лицензии выдало другую по юридическому адресу в г. Москве." Может быть случившееся с ООО "Традиции качества" редкое исключение? Или исключительна лишь работа налоговых инспекций Московской области? Отнюдь! Аналогичная схема с успехом работает и в других регионах и в других отраслях. Вот, например, прокуратура Пензенской области недавно разбиралась с проблемами в одном из районов области, где, набрав 15 миллионов рублей долгов, обанкротилось некое ликероводочное предприятие "Бахус". Это, впрочем, не помешало его учредителям на тех же мощностях зарегистрировать ООО "Алкопром". "Алкопром" набрав еще шесть миллионов долгов, передал производство новому собственнику "Пенза-Алкопром", за которым уже числится 1,3 миллионов рублей долга. Причем, прежде чем заняться водочным бизнесом, учредители всех трех предприятий, а это одни и те же лица, набрались опыта в молочной промышленности, где благодаря аналогичным схемам оставили государству более 20 миллионов рублей долга. Примечательно, что ни прокуратура, ни пензенские налоговики не видят в случившемся криминала. В тоже время только поверхностный взгляд на ситуацию позволяет предположить, что подобные схемы ухода от налогов имеют глобальный масштаб, а, следовательно, государство теряет ежегодно миллиарды рублей акцизов и налогов. Справедливости ради надо отметить, что аудиторы признают, что в появлении подобных схем виноваты пробелы в законодательстве. Но "дырка" в законах, в которую утекают миллиарды, не может быть незаметной для Министерства, которое, казалось бы, призвано обеспечивать финансовую безопасность и состоятельность государства. Очевидно, что раз ее до сих пор не закрыли, значит это кому-то выгодно. И в данном случае речь идет не только о нечистых на руку бизнесменах. Впрочем, "дырки" в законодательстве еще можно списать на попустительство налоговиков. А что делать с прямой подтасовкой документов совершаемой сотрудниками МНС.

Так в отчете Счетной палаты приводится пример, когда в ходе проверки налоговыми органами Московской области аудиторам были предъявлены запросы в адрес налоговых органов Республики Северная Осетия-Алания об отгрузке продукции и уплате акцизов рядом ликероводочных предприятий. Подмосковными налоговиками представлены и ответы, подтверждающие отгрузку коньяка, а также правильность начисления и уплаты НДС и акциза на алкогольную продукцию.

Каково же было удивление аудиторов, когда оказалось, что ни каких запросов из Московской области в Управлении МНС по РСО-Алания не получали, а, следовательно, и ответов не писали.

В другом случае уже МНС России попыталось ввести в заблуждение губернатора Московской области. С разницей в десять дней здесь отправили два письма с прямо противоположным содержанием. Сначала здесь постарались уверить московские власти в том, что коньяк из РСО-Алания в транспортной таре на подмосковные предприятия не отгружался. Но потом, вдруг, на основании дополнительной проверки, пришли к выводу, что коньяк в качестве сырья на предприятия Московской области все же поступил. Теперь с фактами предоставления противоречивых сведений и документов предстоит разобраться прокуратурам Московской области и Республики Северная Осетия-Алания. Недоумение у аудиторов Счетной палаты вызывает и введенная Министерством по налогам и сборам практика перераспределения специальных марок между регионами России. Так, например, марки для Кабардино-Балкарии и РСО-Алании отгружаются в адрес Управления МНС по Московской области, тогда как в Кабардино-Балкарию отгружались марки с кодом Москвы. Московские марки поставлялись так же в Татарстан, а марки Татарстана отправлялись в Ставропольский край. И это лишь то, что выявила проверка, которая и проверяла-то только три региона – Ставрополье, Московскую область и РСО-Алания. Вывод аудиторов недвусмысленнен: внедренная МНС России практика не просто усложняет контроль над производством и движением алкогольной продукции, но и ставит под сомнение целесообразность существующей системы маркировки продукции. Другими словами МНС создало систему, когда оно фактически не может контролировать полноту сбора акцизов ни с производителей, ни с акцизных складов. Скандальный же вывод аудиторов о соучастии налоговых органов в сокрытии налоговых платежей и вовсе связан со схемами, когда производители не просто минимизировали платежи, а еще и умудрялись получать компенсации из бюджета за якобы произведенные переплаты. В конечном итоге аудиторы выявили, что только по Московской области сумма акцизов предъявленных к возмещению по фиктивным схемам составляет более миллиарда рублей. А в РСО-Алания фактическое поступление акцизов составило лишь 13,7% от утвержденной суммы. Управление МНС России по республике почему-то не заметило, что легальный оборот водки существенно снизился. Продажи водки и ликероводочных изделий в розничной торговле даже по данным статистических органов в 25,6 раз превысили данные местных налоговых органов. Доход российского бюджета всегда в значительной мере зависел от налоговых поступлений от производства и продажи водки. Проверка Счетной палаты показала, что МНС не достаточно эффективно контролирует эту статью доходов бюджета. Конечно, можно раз в год проверять какую-нибудь нефтяную компанию, взыскивать с нее миллиард долларов и тем самым покрывать свои просчеты. Но однажды такие компании могут и кончится, а потом это все-таки не очень полезно для экономики. В любом случае это не заменит системной работы с налогоплательщиками в других отраслях. А на это у сотрудников МНС не хватает то ли компетентности, то ли честности.

ДНИ в Telegram