Москвичи против строителей

Строительный бум в Москве не мог не затронуть интересы рядовых обитателей мегаполиса и породил настоящее революционное движение. По данным Комитета защиты москвичей, сейчас в столице действует до 40 инициативных групп граждан, которые пытаются остановить ту или иную стройку. А в некоторые годы, по данным газеты "Известия" количество неформальных антистроительных объединений доходило до 500. Особенно инициативен в этом смысле Центральный округ - по подсчетам, проведенным депутатами Мосгордумы, за последние 7 лет каждый житель ЦАО подписался хотя бы под одним протестным письмом. Так и живем: граждане пытаются разоблачить "козни" строителей, пока те не успели необратимо испортить привычную им среду обитания, а строители пытаются успеть построить хоть что-то, пока народный протест не набрал силу. И те, и другие за последнее десятилетие изучили тактику противника и изобрели немало хитростей. Некоторые из них на грани, а то и за гранью законности.

Главная цель ухищрений строителей при уплотнительной и любой другой застройке - усыпить подозрения жителей окрестных домов. Для этого годятся любые способы - умолчание, обман и даже маскарад.

Самый бесшабашный способ избавиться от разъяренных граждан изобрели в прошлом году застройщики участка по адресу Егерская улица, владение 3/5. Пытаясь втиснуть во двор дома две новые 16-этажные башни, они в один прекрасный день обнаружили у ворот стройплощадки мощную демонстрацию граждан. Долго ломать голову, как избавиться от пикетов, не стали. Часть рабочих просто-напросто переоделись в милицейскую форму и начали разгонять митингующих. Предусмотрительные граждане вызвали телевидение и депутатов. Один из них, депутат Госдумы Сергей Митрохин, позвонил в местное отделение и выяснил: никакие милицейские наряды оттуда не приезжали и приезжать не собираются. В конце концов, используя депутатские полномочия, он добился, чтобы приехала настоящая милиция. Когда липовые стражи порядка увидели подлинных, то разбежались в разные стороны, на ходу стягивая с себя форменные рубашки с погонами... Трагикомическая история завершилась относительным хеппи-эндом: по личному указанию Владимира Ресина и Юрия Лужкова стройку прекратили. Сколько раз "ряженая милиция" возникала возле других конфликтных стройплощадок, подсчитать невозможно.

Самое важное в тактике строителей - усыпить бдительность. По закону на щите, укрепленном при въезде на стройплощадку, должно быть указано, кто и что здесь строит: наименование объекта, его краткое описание, координаты заказчика и компании, ведущей работы, и т.п. Строители приспособились лукавить: вместо раздражающих общественность слов "офисно-деловой центр" на щите пишется "здание", вместо "строительство многоэтажного жилого дома с подземной автостоянкой" пишут "реконструкция существующего строения"...

Доходит до прямого обмана. Жители Крылатского долгое время были уверены, что на бульваре строится новая поликлиника - так было написано на щите. Когда стройка закончилась, оказалось - офисный центр. На Ленинградском шоссе строится, по информации на плакате, спортивный центр, но строители в разговоре с жителями проболтались, что это гостиница. На Малой Бронной под рисунком роскошного здания с архитектурными излишествами и явно жилыми апартаментами значится трогательное "реконструкция кафе"...

Самое большое количество ухищрений застройщиков связано с вырубкой деревьев, пишет издание. По закону на каждое срубленное дерево требуется иметь порубочный билет, а это дорого и долго. Поэтому нередко строители подпиливают кору у мешающего дерева или портят его по-другому, чтобы экологическая милиция могла составить акт о необходимости его срубить. Иногда делается еще проще: дерево просто ночью исчезает. Причем бесследно - выкорчевываются пеньки, а яма засыпается. Доказать после этого, что здесь еще вчера ветвилась липа или тополь, практически невозможно. А строители получают удобную площадку для разворота грузовиков и бетономешалок...

Старинный особняк, примыкающий к универмагу "Звездочка", уже лет десять числится аварийным. Большинство жильцов за это время успели разъехаться по разным районам, а вот десять самых стойких семей до сих пор умудряются держать оборону - перспектива отправиться в Южное Бутово никого не прельщает. Первая активная атака на дом была предпринята два года назад. Сотрудники управы, отчаявшись урегулировать конфликт миром, решили выкурить людей испытанным способом. В пустующие квартиры временно заселили дворников-таджиков. Дворницкое семейство в количестве двух человек начало стремительно размножаться и через неделю превратилось в настоящий табор.

На помощь несчастным жильцам пришли... сотрудники ФСБ. В Москве как раз началась очередная кампания борьбы с терроризмом. И весь подъезд по очереди начал названивать чекистам по телефону доверия - мол, подозреваем, что соседи-таджики ведут не совсем правильный образ жизни и, возможно, хранят оружие, взрывчатку и т.д. и т.п. "Сигналы" оценили. Иностранцев из подъезда выселили, поставили кодовый замок, а всю пустующую жилплощадь опечатали.

Самый распространенный способ получить несколько квартир на одну семью при сносе дома - это раздел лицевых счетов. Вся беда в том, что как только дом признают аварийным, любые операции с пропиской там запрещены. Однако и здесь существуют вполне законные обходные пути. Лучший вариант - подать в суд на алименты на детей. Тогда разделение жилплощади состоится автоматически, не потребуется даже одобрение специальной жилкомиссии.

В последнее время у народа стали пользоваться большим спросом диктофоны. С записывающим устройством следует ходить на прием к высокопоставленным начальникам. Некоторые демонстративно ставят диктофоны на стол, другие пользуются потайными микрофонами - все зависит от ситуации и от проблемы. В любом случае это хороший психологический способ воздействия и лишняя "улика" при обращении в суд. Правда, при особой толстокожести чиновника не всегда срабатывает.

ДНИ в Telegram