"Лужковское" право

В начале мая мэр столицы внес на рассмотрение городской Думы предложение законодательно закрепить обязанность властей не выселять граждан за пределы административного округа. Однако вчера в Мосгордуму поступило уточняющее письмо от департамента жилищной политики. В результате уточнений компетенция лужковской поправки значительно сужается, и ее практическое применение почти не будет отличаться от того, что происходит сегодня, пишут "Известия".

На памятном заседании столичного правительства 27 января Юрий Лужков сказал буквально следующее: "Те, кто живет в этом квартале, в этом микрорайоне, должны получить право остаться в нем же, как мы говорим, на "малой родине", - и даже пообещал издать по этому поводу специальный указ. Но, сказав про "квартал" в январе, в мае мэр вписал в поправку даже не "район", а "округ". Это означает, что жителей сносимых домов с Академической можно смело переселять в Южное Бутово, с Нижегородской - в Некрасовку, с Сокола - в Ховрино, из Филей - во Внуково. Предполагается, что они должны быть за это благодарны, потому что указанные маршруты не выходят за границы округов. Последние пару лет на практике так и переселяли - на окраину, но в своем округе. Единственная категория, которая могла бы порадоваться поправке, это население Центрального округа: для жителя, положим, Сретенки, даже Абельмановская застава куда милее Марьина.

Но не тут-то было. Вчера столичный жилищный департамент усовершенствовал поправку исключениями - списком категорий переселенцев, на которых "окружное ограничение" не распространяется. В частности, для тех, чьи дома сносятся в связи со стихийным бедствием, или для семей, которые при переселении получают несколько квартир: одну - в округе, остальные - в границах городской черты.

Но главный пункт в списке исключений - переселенцы из домов, признанных аварийными. Во всех округах, кроме ЦАО, сносят в основном "хрущевки", независимо от их технического состояния. В ЦАО в 2006 году не останется ни одной панельной пятиэтажки, и уже сейчас примерно треть "сноса" приходится на обычные дома. Наиболее распространенным основанием для сноса является как раз признание дома аварийным. В исключительных случаях, как было на Тульской и на некоторых участках Третьего транспортного кольца, дома сносили, чтобы расчистить площадь для строительства транспортных магистралей. Напомним, что 31 декабря 2003 года вице-мэр Валерий Шанцев подписал распоряжение о проверке технического состояния примерно 100 старых домов ЦАО. Часть домов из того списка уже была признана к тому времени аварийной, один дом и вовсе снесен. А тремя месяцами раньше эта сотня домов уже побывала в списке аварийных, прилагавшемся к распоряжению префекта округа. Правда, из-за поднявшегося скандала распоряжение было отменено.

Следовательно, если депутаты согласятся с изменениями, то поправка Лужкова потеряет практический смысл.

- Я думаю, что депутаты, как в большинстве случаев, поддержат и поправку мэра, и уточнения в нее, - сказал "Известиям" председатель общественного совета по жилищной политике депутат Дмитрий Катаев. - Остается надеяться лишь на то, что они побоятся народного гнева, который на них обрушится. Но вопрос нужно ставить шире. В законодательстве основанием для сноса дома (в данном случае речь не о "хрущевках") называется необходимость освободить земельный участок для государственных и городских нужд. Но предоставление участков инвесторам для того, чтобы они могли извлечь коммерческую выгоду, - не городские нужды. То, что город при этом получает некую долю, - вторичный фактор.

И последнее. Животрепещущая поправка вносится в закон, который называется "О гарантиях города Москвы". При этом в его тексте фигурируют некие "лица, осуществляющие переселение". Во многих случаях эти "лица" - инвесторы, получившие земельный участок, на котором стоит старый дом. Выходит, город априори дает гарантии за любую коммерческую структуру.

ДНИ в Telegram