Операторы Сонет и МСС исчезнут

До конца этого года несколько десятков тысяч московских абонентов сотовой связи должны выбрать, к сети какого оператора им подключиться, так как в 2004 году компании ЗАО "МСС" и ОАО "Персональные коммуникации" (торговая марка "Сонет") исчезнут. Больше всего перемены коснутся около 80 тысяч абонентов "Сонета", развитие сети которого признано нецелесообразным, пишут "Известия". Одной из причин смерти "Сонета" стало географическое положение России. Абонентам МСС повезло несколько больше, поскольку переход этого оператора под новый бренд "Скайлинк" происходит более плавно. Абонентам "Сонета" предложено стать пользователями услуг того же "Скайлинка" - им обещаны льготы при замене телефонных аппаратов. Скорее всего, к "Скайлинку" уйдут те, кому нужен высокоскоростной мобильный интернет и кто привык использовать безлимитные тарифные планы. "Сонет" всегда позиционировался как оператор для тех, кто много говорит и согласен за это платить больше: среднемесячный доход в расчете на одного абонента этого оператора равен примерно $60, а у GSM-операторов - не более $20. Более молчаливые абоненты "Сонета" станут клиентами МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона".

Несмотря на неудачу проекта, создание и продвижение на рынок услуг под маркой "Сонет" должны будут войти в учебники по русскому маркетингу. По крайней мере, эта бизнес-история выглядит весьма поучительной и еще раз демонстрирует, как Россия пыталась найти свое место в мировом сотовом сообществе, как пыталась понять с кем она - с Северной Европой, Америкой или объединенной Европой.

В России сотовая связь появилась в 1992 году, когда компания МСС создала первую сеть подвижной радиосвязи в "скандинавском" стандарте NMT. Он специально создавался для стран с небольшой плотностью населения, распределенного по "сложной" территории - например, среди фьордов, где часто ставить базовые станции было невозможно. Поэтому сеть стандарта NMT позволяет быстро покрыть большую территорию. В Москве концентрация населения большая, но никто не ожидал в 1992 году, что сотовая связь станет столь массовой.

Следующая сеть была построена компанией "Вымпелком" в американском стандарте AMPS - ее активная эксплуатация началась в 1994 году. Выбор столь "географически далекого" стандарта тогда был обусловлен, видимо, тем, что США на тот момент были лидерами в сотовой связи. Европа со своим стандартом GSM проявила себя позже. Кстати, когда в России появился GSM, никто не верил, что он станет народным. Именно поэтому компания МТС долго была лидером рынка "дорогих" корпоративных клиентов. До кризиса 1998 года казалось, что в России еще возможны сотовые эксперименты. Видимо, поэтому в 1998 году появилась сеть "Сонета" в стандарте CDMA, который стал очень успешным в США и Японии. Однако занять серьезные позиции в России он уже не смог - после кризиса цены на дорогой GSM стали быстро падать. Увеличение числа россиян, посещающих Европу, тоже помогло утверждению GSM в России - стандарт стал одним из символов объединенной Европы.

История проекта "Сонет" также показала, что операторы не могут существовать без нормальных отношений с регулирующими госорганами. Впрочем, в других странах политика госрегулятора может быть очень жесткой. Например, в США Федеральная комиссия по коммуникациям обладает огромной властью и иногда выполняет цензурные функции. Минсвязи никогда не признавало "американский" CDMA в качестве перспективного стандарта мобильной связи. У "Сонета" фактически не было лицензии на подвижную радиосвязь - частоты выделялись для так называемой "фиксированной радиосвязи" для организации информационного обмена внутри больших зданий или на определенных территориях. Но "Сонет" фактически выступал в качестве сотового оператора, что порождало конфликты с госорганами. Решение не развивать "Сонет" в прежнем виде прекратило споры.

Стоит отметить, что улучшение отношений с госструктурами владеющего брендами "Сонет" и "Скайлинк" холдинга "Система-телеком" помогло развитию сети "Скайлинк" - государственный холдинг "Связьинвест" был владельцем основных NMT-компаний, на базе которых развивается новый федеральный оператор.

Шоу-бизнес в Telegram