Бюджет будут писать по-новому

Минфин нашел способ тратить бюджетные деньги более эффективно. Для этого чиновники предлагают заменить финансирование своих коллег по общей смете на выделение денег в зависимости от выполнения ими конкретных задач. А чтобы умерить активность бюджетных лоббистов, Минфин предлагает рассматривать бюджет в Думе в трех чтениях вместо четырех, сообщают "Ведомости". По замыслу Алексея Кудрина, бюджет должен формироваться по принципу "презумпции ненужности" расходов и чиновникам придется обосновывать необходимость бюджетного финансирования именно их работы. Кудрин предлагает также "подтянуть" планирование казны - утверждать трехлетний финансовый план постановлением правительства и заставить каждое министерство планировать свои расходы как минимум на три года. А чтобы получить право хоть на какие-нибудь траты, министры будут отчитываться "о результатах и основных направлениях деятельности", которые будут оцениваться по пятибалльной системе специальной комиссией. Если правительство одобрит новую систему, она заработает уже в 2005 году. Впрочем, на саму реформу бюджета в 2005 году потребуется около 300 миллионов рублей. - их получит победитель специального тендера на лучший метод бюджетирования, а также системы учета и закупок. Эксперты считают предложенные Кудриным принципы более эффективными, чем нынешнюю систему. Переход к финансированию по результатам позволит точно определять приоритеты финансирования и дать возможность налогоплательщикам контролировать процесс расходования бюджетных средств. Но новая система потребует масштабного изменения всей нормативно-правовой базы и мировоззрения чиновников, которым, по сути, предстоит перейти на контрактные отношения. По данным газеты "Известия", большинство министерств и ведомств плохо знают, как потратили государственные деньги подведомственные им организации. Они с трудом собрали информацию, даже элементарную, затребованную Минфином, а Минэкономразвития и МЧС так и не смогли этого сделать. Тяжкий труд по сбору информации о том, куда, собственно, и кому государственные средства идут, сопровождался потерями: 5 тысяч бюджетных учреждений и 17% бюджетных расходов, судя по сверке ведомственных отчетов и реестра Минфина, пропали без вести.

Среди тех, кто получил деньги федерального бюджета, 11% (3.7 тысяч организаций) вообще не подведомственны федеральным органам - последние просто передавали эти средства региональным и местным властям. Госстрой так распределил 90% полученных из федерального бюджета средств, Минобразование - 50%, Минтранс - 43%, Минтруд - 34%, Минтопэнерго - 30%.

Минфин пришел к выводу, что порядка 4 тысяч учреждений (10% от общего числа) вообще не нуждаются в бюджетном финансировании, так как и сегодня половина из них на 75% и больше финансируются либо из региональных бюджетов, либо самостоятельно, а вторая половина не получала денег от Центра с 2003 года. Минфин предлагает не учитывать эти учреждения в бюджете 2005 года и вообще преобразовать их в некоммерческие организации или передать регионам. Всего же к реорганизации предназначено более 1.5 тысяч бюджетных учреждений.

ДНИ в Telegram