"Волга" может не дожить до 2008 года

Российские автомобили перешагнули в ценовую нишу иностранных конкурентов. При этом их качество далеко от мировых стандартов. В этой ситуации выигрывают прежде всего иностранные концерны, открывающие в России собственные сборочные производства, пишет "Газета".

Объемы производства "АвтоВАЗа", ГАЗа и других российских заводов несколько лет стоят практически на одном месте. Основной прирост в автопроме достигнут за счет иностранных концернов, открывших сборочные производства в России. Не помогли отечественным автозаводам ни введенные в прошлом году 25-процентные пошлины на ввоз новых иномарок, ни 100-процентные пошлины на ввоз старых иномарок, введенные годом раньше. Перебравшись в ценовую нишу $7-10 тысяч, отечественные производители достигли предела в соотношении цена/качество, с которым еще недавно готовы были мириться покупатели "Жигулей" и "Волг".

По словам заместителя руководителя департамента промышленности Минпромэнерго РФ Николая Сорокина, в 2000-2003 годы объем инвестиций в автомобильную промышленность составил лишь 8,1 миллиардов рублей (по разным оценкам, от 17 до 35% от запланированного уровня). При этом общий объем вложений, необходимых для модернизации, оценивается не менее чем в 500 миллиардов рублей. У отечественных автопроизводителей таких денег нет. Это привело к тому, что, несмотря на бурно растущий спрос, российские производители все чаще вынуждены останавливать конвейеры из-за затоваривания складов нереализованной продукцией. В этом году уже останавливались ГАЗ, УАЗ и "Иж-Авто". Тем временем правительство уже сделало ставку на развитие сборочных производств иностранных концернов в России. Именно под них сейчас готовится постановление о снижении пошлин на ввоз автокомпонентов. По мнению экспертов, это приведет к росту продаж новых иномарок в нашей стране c нынешних 300 тысяч до как минимум 1 миллиона машин к 2010 году. Единственным выходом для отечественных автозаводов в этой ситуации станет кооперация с зарубежными концернами по созданию сборочных производств дешевых иномарок в России. Так поступили практически все российские автозаводы. За исключением ГАЗа. Перспективы второго по величине российского автозавода туманны. По словам директора департамента стратегического маркетинга холдинга "Руспромавто" (владельца ГАЗа) Леонида Долгова, руководство завода пока не придумало, чем заменить морально устаревшую "Волгу". "Мы хотели бы в сегменте легковых машин перейти на выпуск джипов и мини-вэнов", - говорит представитель завода. Однако для реализации задуманного менеджерам предприятия не обойтись без внешних инвестиций. Сейчас холдинг ведет переговоры с японским концерном Nissan Motor Company об организации производства автомобилей Nissan.

Как пишет "Коммерсантъ", в российском представительстве Nissan не смогли добавить ничего нового к позиции, заявленной исполнительным вице-президентом Nissan Motor Co. Патриком Пелата в сентябре на автосалоне в Париже. Тогда он сообщил, что теоретически существуют три варианта организации сборки в России: сотрудничество с местным автопроизводителем, использование уже существующих мощностей Renault в Москве и строительство собственного завода Nissan, как это сделал Ford. "Но принципиального решения о сборке Nissan в России пока нет, поэтому ни один из этих вариантов не обсуждается", - подчеркнули изданию в ООО "Ниссан мотор рус".

Однако предыдущие попытки "Руспромавто" найти иностранного партнера для ГАЗа оканчивались провалом. В 1999 году завод начал переговоры о создании СП с Fiat. Но финансовые проблемы итальянцев не позволили реализовать этот проект, пишет "Газета". Также ничем закончились попытки ГАЗа наладить совместное производство с "дочкой" Fiat - Iveco. Дизельный двигатель, предложенный итальянцами для постановки на "Газель", значительно увеличивал себестоимость автомобиля. А аналитик ИК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов, высказал опасения, что "если ГАЗу так и не удастся найти иностранного инвестора, производство легковых машин на заводе к 2008 году, скорее всего, будет свернуто.

ДНИ в Telegram