"Иж" останавливает конвейер

Группа СОК, контролирующая завод "ИжАвто", в пятницу останавливает конвейер. Ожидается, что простой продлится месяц. В компании признают, что воодушевленный блестящими результатами работы в прошлом году, завод продолжил наращивать продажи автомобилей и в этом году, заодно повысив их стоимость на 7-10%. Но подорожавшим машинам "ИжАвто" покупатели предпочли более современные модели конкурентов, что привело к затовариванию складов. Как пишут "Ведомости", за 10 месяцев "ИжАвто" собрал 72 906 машин (автомобили "Иж", ВАЗ-21043 и ВАЗ-2106), на 10% больше, чем в 2003 году. На начало декабря остатки готовой продукции на складах автозавода составили 17 100 автомобилей. Пресс-секретарь "ИжАвто" Инна Левыкина сообщила, что за один рабочий день на заводе собирается около 350 машин, таким образом, за месяц простоя "ИжАвто" не выпустит около 7000 автомобилей "Иж" и "ВАЗ".

Причиной затоваривания послужили повышения стоимости продукции. За последний год завод трижды повышал цены, общее удорожание составило 30%, пишет "Коммерсантъ". Так, самая доступная "Ода" (Иж-2126) еще в начале года стоила 108 тысяч рублей, а сейчас за нее просят 131-135 тысяч рублей. Поскольку главными потребителями "ИжАвто" являются люди с низким уровнем дохода, рост цены на машины на $1 тысячу оказался очень чувствительным.

Это не первая остановка конвейера в этом году. В октябре товарные запасы "ИжАвто" вдвое превысили норму, с 25 октября по 15 ноября конвейер был остановлен, а план на 2004 году снижен до 100 000 автомобилей. "Снизив план, мы надеемся исправить просчеты маркетинговой политики, которые мы допустили в 2004 году, запланировав продать больше 100 000 машин по повышенным ценам", — сказал "Ведомостям" сотрудник "ИжАвто". В группе "СОК" говорят, что до 1 марта цены на машины "ИжАвто" подниматься не будут, чтобы продать большую часть излишеств.

Из-за высоких цен начались проблемы и у дилеров "ИжАвто". В ульяновском ООО "Виест" "Коммерсанту" сообщили, что с прошлого декабря продажи "Ижей" сократились в два раза. "Цены на эти машины поднялись до уровня ВАЗ-2107 - естественно, покупатели предпочитают "Ижу" "семерку", потому что это более раскрученная модель", - заявили в автосалоне "Виест". В нижегородской фирме ТСС тоже привели печальную статистику: в начале года этот автосалон продавал до 300 ижевских автомобилей в месяц, а сейчас 80-90.

На ГАЗе и "АвтоВАЗе" "Ведомостям" сказали, что пока не собираются останавливать производство. Аналитик ОФГ Елена Сахнова подтверждает, что у других автозаводов проблем со сбытом нет. Кризисным для российского автопрома был 2002 год — в преддверии повышения пошлин на подержанные иномарки народ побежал их покупать, а наши заводы были вынуждены снижать производство, осенью 2002 года "АвтоВАЗу" даже пришлось останавливать конвейер. В этом году, утверждает Сахнова, российские машины пользуются спросом — за 10 месяцев их продажи выросли по сравнению с прошлым годом на 8%. Аналитик назвала проблемы "ИжАвто" исключительно "маркетинговыми просчетами" – "не нужно было сокращать ценовую разницу между продукцией "Иж" и машинами других заводов".

Аналитик ИК "Проспект" Ирина Ложкина считает, что "остановка конвейера - это самая радикальная мера и самая пагубная для предприятия". Эксперт затруднилась прокомментировать Дням.Ру была ли у "ИжАвто" альтернатива остановки. "Самый распространенный способ борьбы с затоваривание - это распродажа. Если предприятие не стало к этому прибегать, значит они посчитали, что их цены уже снижены донельзя и приняли решение, что лучше остановить конвейер, чем дальше опускать цены", - сказала Ирина Ложкина.

ДНИ в Telegram