Реформа РЖД - миф

На
фоне разговоров о создании конкурентной среды во всех сферах российской экономики монополи не только не сдают своих позиций, но и уверенно наращивают силы, хороня всякую надежду на конкуренцию в занятых ими сегментах рынка. Вот, к примеру, Российские железные дороги. И пусть правительство разрабатывает различные программы по налаживанию конкуренции на железнодорожных перевозках, пусть обозначает сроки, когда "вагоны отделить от рельсов", РЖД, похоже, это не беспокоит. Судя по заявлениям железнодорожников, они не только не намерены раздробиться, но наоборот, потеснив все частные компании почти в два раза упрочить свои позиции. В декабре РЖД впервые в своей истории собирается разместить облигации на сумму 12 миллиардов рублей. Как пишут "Ведомости", в инвестиционном меморандуме компания раскрыла финансовые планы на ближайшие три года. К 2007 году РЖД планирует почти в два раза увеличить выручку и втрое - операционную прибыль. Конечно, достичь таких показателей можно за счет совершенствования своей работы. Однако гораздо проще это сделать, потеснив частных перевозчиков. Кстати, именно в нарушении закона "О конкуренции" у РЖД очень большой опыт. Об этом свидетельствуют регулярные предписания чиновников из антимонопольной службы об устранении нарушений. Антимонопольщики возмущались требованием РЖД к частным грузоотправителям перевозить лес только на открытых платформах, из-за дефицита которых лесозаготовители не имеют возможности отправлять сырье, а лесопромышленники из-за отсутствия сырья вынуждены снижать объем производства. Недовольство вызывало и требование РЖД у Службы по тарифам увеличить на 12% стоимость перевозки товаров в порты, а также перекладывание на экспедиторские компании 18% НДС за доставку товара в порты. Или вот последний пример. В понедельник ФАС обвинила РЖД в нарушении антимонопольного законодательства в отношении частной железной дороги "Золотое звено", владеющей железнодорожным путем на границе России и Китая. РЖД не пускает на эту дорогу грузотправителей. Причиной конфликта стал долг "Золотого звена" перед РЖД в размере 79 миллионов рублей и желание получить железную дорогу через границу под свой контроль. Неисполнение требований ФАС может стоить монополии штрафа в 500 миллионов рублей. Кстати, ситуация с дискриминацией "Золотого звена" повторяется не первый раз. Похожая история произошла еще в 2001 году. Правда, тогда вместо РЖД на рынке работало МПС. Но разве ФАС для РЖД указ? В компании никак не комментируют претензии антимонопольщиков – "нам уведомление о возбуждении дела не приходило", заявили Дням.Ру в пресс-службе. Анонсировав планы по увеличению прибыли и выручки, железнодорожники вынуждены будут еще больше ограничивать частников. Как говорится в меморандуме РЖД, "доля частных собственников в объемах наиболее доходных, экспортных перевозок составляет 40,8% с учетом вагонов, сданных в аренду. Львиную долю в структуре вагонного парка РЖД занимают универсальные полувагоны, используемые зачастую для низкодоходных грузов, и только 14% — цистерны, предназначенные для перевозки высокоприбыльных нефтяных грузов. Структура вагонного парка РЖД будет изменяться в сторону соответствия потребностям рынка. Предполагается сохранение 50% рыночной доли РЖД в каждом сегменте вагонного парка". Как пояснил "Ведомостям" директор департамента компании ФБК* Игорь Николаев, "это значит, что РЖД все больше будет себя вести как хозяйствующий субъект, главная цель которого — получение прибыли, а не проведение реформы". Железнодорожная реформа предполагает, что к 2010 году РЖД должна продать 50% своего грузового парка, чтобы обеспечить конкуренцию среди операторов. Но, судя по всему, делать этого компания не намерена. В меморандуме указано, что компания намерена продавать лишь ремонтные заводы и компании, осуществляющие пассажирские перевозки, а также непрофильные активы. Наоборот, РЖД собирается резко повысить закупки новых грузовых вагонов. В 2003 году монополия приобрела 3800 вагонов, а в 2006-м планирует закупить 19 тысяч. Гендиректор компании "СУАЛ-Транспорт" Борис Чертков считает, что желание РЖД вытеснять частных операторов с рынка высокодоходных перевозок и выходить на уровень рентабельности в 32% ставит под сомнение реализацию железнодорожной реформы. "В таких условиях рынок просто не может возникнуть. Но в этом есть вина и частных компаний, которые не желают работать на малодоходных рынках, — сетует Чертков. — В свою очередь, РЖД не хочет отдавать им высокодоходные грузы — нефть, металлы, удобрения, руду и др. В результате тормозится реформа, а значит, развитие конкурентного рынка железнодорожных перевозок".

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

ДНИ в Telegram