"Грязные" деньги начнут замораживать

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) представила президенту проект национальной стратегии борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В случае его одобрения, служба может получить право замораживать "подозрительные" активы и расследовать до сих пор неподведомственные ей налоговые преступления. По словам главы Росфинмониторинга Виктора Зубкова, предлагается внести "несущественные" изменения в законодательство в сфере борьбы с отмыванием, которое в целом "уже адаптировано к международным стандартам", пишет "Газета". При этом Зубков заверил, что перечень организаций, которые обязаны информировать службу о крупных или просто подозрительных сделках, расширяться не будет. Перечень этот и так уже весьма обширен: в него входят банки, профессиональные участники фондового рынка, инвестиционные фонды, страховые и лизинговые компании, организации Федеральной почтовой связи, ломбарды и даже игорные заведения и организаторы лотерей. Все они обязаны сообщать в Росфинмониторинг информацию о любых сделках на сумму свыше 600 тысяч рублей.

Но перемены в организации финансового мониторинга планируются. Как сообщил Зубков, концепция предусматривает меры, "которые должны быть приняты, чтобы система работала более эффективно". Не исключено, как стало известно "Газете", что речь идет о расширении полномочий Росфинмониторинга. Финансовая разведка уже накопила огромный массив информации. В соответствии с требованиями Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) в России сформирован свой список организаций и физических лиц, подозреваемых в сотрудничестве с террористами, - в него внесено 124 юридических лица и около тысячи фамилий. Но до сих пор в Росфинмониторинге были не вполне довольны тем, как правоохранительные органы используют добытую информацию. Поэтому в рабочей группе по подготовке концепции разрабатывалась идея придания Росфинмониторингу полномочий головного ведомства в деле борьбы с финансовыми преступлениями.

Дополнительные полномочия предлагалось предоставить Росфинмониторингу по трем направлениям. Во-первых, служба может взять на себя подготовку квалифицированных кадров, отвечающих за финансовые расследования в правоохранительных структурах. Во-вторых, может быть резко расширен перечень преступлений, которыми занимается Росфинмониторинг. Кроме того, не исключено, что Росфинмониторинг может получить дополнительные рычаги административного воздействия на нарушителей. Сейчас служба имеет право приостанавливать операции с деньгами и имуществом на срок до пяти рабочих дней, если у нее есть обоснованная информация о том, что хотя бы одна из сторон участвует в террористической деятельности. Эти возможности также могут быть расширены - вплоть до замораживания выявленных в ходе проверок "грязных" финансовых активов. При этом эксперты Росфинмониторинга опираются на рекомендации FATF. "Главная задача борьбы с преступными доходами – возможность конфискации этих доходов, - пояснил "Газете" эксперт рабочей группы Александр Васильев, - а у нас нет отлаженной системы борьбы с такими преступлениями. Поэтому эксперт считает обоснованным предоставление Росфинмониторингу дополнительных полномочий.

Однако, как пишет "Коммерсантъ", вступив полтора года назад в FATF, Россия стала столь стремительно и безоговорочно выполнять рекомендации этой организации, что на сегодняшний день ее антиотмывочное законодательство является одним из самых передовых. Фактически из всех так называемых "40+8" рекомендаций FATF, которые теоретически можно было применить, Россия пока не выполнила разве что самые одиозные. К примеру, рекомендацию, предписывающую конфисковывать легализованное имущество без решения суда.

Шоу-бизнес в Telegram