Российский авиапром не взлетит

Правительство намерено отменить пошлины на ввоз иностранных лайнеров

Правительство РФ может до марта 2005 года снять пошлины на ввоз иностранной авиатехники. Об этом в пятницу в Красноярске сообщил советник министра транспорта Игорь Коньков. Как передает Reuter, пошлины будут сняты на самолеты, не имеющие аналогов в России. Российские авиаперевозчики не скрывают свое удовлетворение, а авиапроизводители назвали это решение "похоронами отечественного авиапрома", так как любой иностранный самолет можно признать "не имеющим российского аналога".

В настоящее время иностранные самолеты, ввозимые в Россию, облагаются 20-процентной ставкой НДС и таможенной пошлиной в размере 25% от стоимости самолета. Однако, такое положение дел не устраивает как иностранных производителей, так и российских перевозчиков. Они уже несколько лет пытаются провести в правительстве решение об отмене этих пошлин.

В конце ноября в Москве побывал президент аэрокосмической компании Boeing Гарри Стоунсайфер. Он не скрывал, что приехал провести переговоры по вопросу налогообложения и ввозных пошлин на самолеты с представителями российского правительства. Правда, детали совещаний раскрывать не стал.

Зато в пятницу их раскрыл советник министра транспорта Игорь Коньков, Россия возможно уже в марте снимет пошлины на самолеты, не имеющих российских аналогов. Советник, правда, не уточнил список самолетов, которые не имеют российских аналогов. Коньков сказал, что список самолетов может быть достаточно широким и включать в себя, в частности, лайнеры производства Boeing и его главного конкурента Airbus, передает его слова Reuter.

Представитель российской лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) (занимается продвижением российских Ил-96, самолетов семейства "Ту" и Ан-148) Андрей Липовецкий заявил Дням.Ру, что это решение правительства нанесет существенный удар по российскому авиапрому.

Липовецкий сообщил, что в России не имеют аналогов только Boeing-747, Airbus A380 и различные "маленькие" самолеты так называемого бизнес-класса. "Все остальное у нас есть: дальнемагистральные Ту-204-300 и Ил-96-300, среднемагистральные Ту-204-100, региональные Ту-334 и Ан-148", - заверил он. Но вопрос в том, кто будет решать – имеет самолет аналог в России или нет? "Если это будут делать те же люди, которым наплевать на отечественное авиастроение, то всегда можно сказать, что у нас ничего нет. И я не удивлюсь, если именно так и случится", - сказал представитель ИФК.

Зато авиаперевозчики не скрывают своего удовлетворения. Сергей Быхал, пресс-секретарь компании "Трансаэро", заявил Дням.Ру, что это "очень правильное решение". "Трансаэро" всегда озвучивала свои требования, чтобы все российские авиакомпании были освобождены от таможенных пошлин. Это даст нашим перевозчикам равные возможности конкурировать с другими авакомпаниями как мира, так и стран СНГ, которые от таких пошлин освобождены. "Если бы у нас на заводах стояли десятки судов, сотни были бы заложены, то зачем нам тогда Boeing или Airbus, мы бы пришли на завод и купили в лизинг лайнеры", - говорит Быхал. Но сейчас, по его словам, на российских заводах нет ничего, поэтому "заменить старые Ту-154 и Ту-134 нечем". "Мы только и слышим, что такой-то лайнер будет готов в таком-то году, такой-то – еще дольше ждать, а нам парк обновлять нужно уже сейчас", - возмущается представитель "Трансаэро". К тому же, с 1 января Европа закроет свое небо для российских лайнеров, не оборудованных системой оповещения об опасном сближении с землей (EGPWS). "Чтобы поставить такую систему на наши самолеты – нужно вложить порядка $150-$160 тысяч, а на иностранных лайнерах она уже стоит. С 2006 года в Европе вводится новый уровень шумности и опять наши самолеты окажутся под запретом. Так зачем нам тратить свои деньги, после завода постоянно совершенствуя самолет, гораздо проще купить тот же Boeing", - сказал Сергей Быхал.

Правда, российские авиапроизводители говорят, что представитель "Трансаэро" лукавит. "Все последние самолеты Ил-96 - это и президентский борт, и два самолета, поставленные в авиакомпанию "КрасЭйр", - оснащены необходимой системой безопасности, и для переоснащения у нас есть вся необходимая документация", - заверяют в "Ильюшин Финанс Ко". "Вы прекрасно знаете, для кого готовится решение правительства об отмене пошлин", - сказал Андрей Липовецкий, намекая на двух крупнейших перевозчиков "Аэрофлот" и "Трансаэро", которые в течение года пытались убедить правительство продлить им льготные пошлины на закупку иностранных лайнеров.

ДНИ в Telegram