Вертолеты "Ми" летят к государству

Президент Владимир Путин подписал указ о создании ОАО "Корпорация "Вертолеты Миля"

В новый холдинг должны войти все российские вертолетостроительные заводы, которые заняты производством машин и комплектующих под маркой "Ми". Независимые аналитики разделились во мнении: как правительство сможет получить контрольный пакет акций создаваемого холдинга. Ведь практически все заводы являются частными еще с начала 90-х годов. Как пишет "Газета", решение о создании вертолетостроительного холдинга было принято еще три года назад. Планировалось, что новая структура передаст государственному "Рособоронэкспорту" эксклюзивные права на продажу, создание центров по технической поддержке и на ремонт военных и гражданских вертолетов "Ми". Однако единой концепции объединения выработать не удавалось. Лишь в конце марта нынешнего года руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин внес в правительство проект создания холдинга "Вертолеты Миля". На этой неделе указ о создании вертолетного холдинга был подписан президентом.

В ОАО "Корпорация "Вертолеты Миля" войдут основной разработчик вертолетов "Ми" - Московский вертолетный завод (МВЗ) им. Миля, Казанский вертолетный завод (КВЗ), Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ), Московский машиностроительный завод "Вперед" и Ступинское машиностроительное производственное предприятие. Совокупный объем продаж этих предприятий в 2004 году приблизится, по экспертным оценкам, к $400 миллионов.

Основной проблемой, которую предстоит решить, является заявленная государством 51-процентная доля в "Вертолетах Миля". Дело в том, что некоторые из перечисленных в указе предприятий приватизированы еще в начале 90-х годов, и доля государства в них минимальна. Так, в Московском вертолетном заводе государству принадлежит лишь 31% акций, в Казанском вертолетном заводе через Минземимущество Татарии - 29,92%, в Улан-Удэнском авиационном заводе - 49,18% уставного капитала, остальная часть акций находится в собственности менеджеров и частных миноритариев. Один только ростовский "Роствертол" - на 100% частный.

Мнение независимых аналитиков по вопросу о том, как государство сконцентрирует у себя контрольный пакет акций, разделилось. Аналитик ИК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов сказал Дням.Ру, что государству будет трудно консолидировать акции. "Если государство не обменяется акциями с другими акционерами этих заводов, то непонятно, как будут контролироваться легальные финансовые потоки внутри холдинга". А просто вытаскивать деньги из "дочек", Салимов считает неправильным. "Это приведет к ущемлению других акционеров, а в будущем ударит и по самому холдингу – его акции на ранке просто упадут", - пояснил Салимов.

Другие эксперты полагают, что государство просто объединит свои доли во всех заводах, объявив, что совокупная доля в новой компании равняется 51%. "Возражений не будет, - полагает собеседник "Газеты" в одной из компаний ОПК, - никто не хочет примерять на себя шкуру Ходорковского". Аргументом для покладистости вертолетостроителей станут экспортные контракты на сотни миллионов долларов, распределение которых сейчас целиком зависит от "Рособоронэкспорта" – через него идет 95% российского оборонного экспорта.

Разделилось мнение экспертов и по эффективности создаваемого холдинга. Гайрат Салимов из "Тройки Диалог" считает, что создание объединенной корпорации пойдет заводом только на руку. Сейчас они конкурируют между собой на рынке, но по отдельности у них нет денег ни на увеличение производства, ни на разработку новых моделей. "Когда они консолидируют свои финансы, у них появится больше возможностей для привлечения кредитов на новые разработки", - пояснил он. Салимов считает, что новому холдингу легче будет открыть по миру сервисные центры. "Она должны быть в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, то есть там, где активно эксплуатируются наши вертолеты. Создание сервис-центров существенно повысит привлекательность наших машин", - считает эксперт.

Правда Салимов уточнил, что это будет возможно только при участии частных менеджеров в новой компании. "Если все будет исключительно государственным, то есть высокий шанс, что произойдет то же самое, что случилось с корпорацией "МиГ". К сожалению, исключительно государственное управление стимулирует управленцев к коррупции", - считает он. С ним согласен и директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. "В ОПК царит бессилие государственной власти и коррупция, что станет основным препятствием для успешного функционирования создаваемого вертолетостроительного холдинга", - заявил он "Газете".

ДНИ в Telegram