Влезать в долги можно без процентов

В среду Госдума приняла поправку в Налоговый кодекс, которая легализует так называемый grace period – месяц, в течение которого держатель кредитной карты не платит проценты по овердрафту. До сих пор в случае, если пользователь тратил больше средств, чем было на его карточном счете, банк был обязан брать с него за это проценты. Участники рынка отнеслись к поправке положительно, однако мнения о том, спровоцирует ли нововведение бурный рост рынка кредитных карт, у них разделилось. Госдума во втором и третьем чтениях приняла поправку к 212-й статье Налогового кодекса, согласно которой отменяется налогообложение "материальной выгоды, связанной с операциями с кредитными картами". Как пишет "Коммерсантъ", теперь в России, как и во всем мире, банки смогут свободно предлагать кредитные карты с так называемым grace period – периодом, в течение которого держатель карты не платит проценты за перерасход средств. Обычно у западных банков он составляет около месяца. "Выгода, полученная в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре, налогом облагаться не будет",– пояснил изданию суть поправки зампред бюджетного комитета Думы Игорь Игошин.

В России же беспроцентные кредиты были запрещены, и до сих пор, для того чтобы предложить хотя бы аналог grace period, банкам приходилось пользоваться различными лазейками в законах или технологических процессах. Так, беспроцентное пользование кредитом по картам Diners Club было обусловлено спецификой обработки трансакций по картам компании, чем воспользовался банк "Союз". А Русский банк развития предлагал клиентам карты не с бесплатным, а со льготным кредитным периодом со ставкой 0,1% годовых. Но в этом случае для клиентов возникали налоговые последствия.

Банки оценили принятие этой поправки как прорыв на рынке кредитных карт. Начальник платежных инструментов Русского банка развития Елена Дворовых заявила "Коммерсанту", что "это однозначно приведет к всплеску заинтересованности населения в кредитных картах". А глава представительства MasterCard в России Андрей Королев считает, что "принятие этой поправки будет означать большой шаг в развитии рынка кредитных карт в России и увеличении привлекательности этого продукта среди потребителей". Однако не все участники рынка "пластиковых кредиток" считают, что принятая поправка сильно повлияет на развитие этого рынка. К примеру, директор по маркетингу "АбсолютБанка" Светлана Иванова считает, что "проценты по кредиту – не главный фактор, сдерживающий развитие этого сегмента рынка". "Во-первых, в России пока население не привыкло расплачиваться пластиком, а во вторых, большинство товаров, особенно в регионах, покупается "на улицах", где кредитная карточка не нужна", - пояснила она Дням.Ру. С ней согласен и аналитик ИК "Тройка Диалог" Сергей Донской. "Чтобы рынок пластика увеличивался, надо торговлю перенести с улиц в магазины", - считает эксперт.

ДНИ в Telegram