"Народный автомобиль" не доехал

Приход в Россию "народного автомобиля" Volkswagen снова откладывается. Ожидалось, что автоконцерн должен был подписать меморандум с Минэкономразвития о строительстве своего предприятия в Подмосковье во вторник, в время визита Владимира Путина в Германию. Чиновники и независимые аналитики надеются, что это временная задержка и уже в январе Volkswagen подпишет окончательное инвестсоглашение с российским правительством.

Как пишут "Ведомости", переговоры с Volkswagen о строительстве завода в России длятся несколько лет. За это время российские чиновники не раз объявляли о том, что переговоры вот-вот закончатся подписанием соглашения. В конце лета председатель правления Volkswagen Бернд Пишетсридер впервые официально признал, что компания рассматривает возможность создания сборочного предприятия в России. Впрочем, и это заявление главы Volkswagen было воспринято многими экспертами как недоразумение: ведь в качестве модели, которую немцы могут собирать в России, Пишетсридер назвал довольно дорогой и непопулярный у российских покупателей компакт-вэн Volkswagen Touran.

Очередная волна слухов о том, что правительство подпишет с Volkswagen соглашение, появилась накануне начавшегося в понедельник визита президента Владимира Путина в Германию. А замминистра экономического развития Андрей Шаронов рассказал, что в ходе этого визита его ведомство планировало подписать с Volkswagen меморандум о строительстве завода в подмосковном Ступине. Эту информацию "Ведомостям" подтвердили и в правительстве Московской области. Чиновники уже поспешили рассказать и о деталях проекта: на первом этапе Volkswagen инвестирует 30 миллионов евро в строительство небольшого производства — мощностью до 40 автомобилей в день. Если верить чиновникам, оно может начаться уже в конце 2005 года, и в Ступине будут собирать Volkswagen Bora и Skoda Octavia, а с 2007 года — VW Polo.

Но никаких документов подписано не было. В самом Volkswagen по-прежнему не комментируют свои договоренности с российским правительством. А в российском правительстве уверяют, что это лишь временная заминка. Начальник управления общественных связей Минэкономразвития Алла Борисенкова сказала "Ведомостям", что ее ведомство действительно планировало вчера подписать меморандум о взаимопонимании с Volkswagen. "Этого не произошло, поскольку в понедельник во время встречи министра экономики и развития РФ Германа Грефа и федерального министра экономики Германии Вольфганга Клемента стороны решили, что нет необходимости подписывать меморандум, поскольку само инвестиционное соглашение уже фактически готово — осталось лишь доработать несколько технических деталей", — отмечает она. Такое предложение исходило именно от Грефа, а инвестсоглашение с Volkswagen может быть подписано уже в январе. Независимые автомобильные аналитики также уверены в том, что Volkswagen все-таки придет в Россию. Александр Агибалов из "Атона" пояснил Дням.Ру, что "меморандум, который планировали подписать – это всего лишь декларация, гораздо важнее подписать инвестсоглашение, работа над которым, насколько я знаю идет, и его подписание планируется в январе". По мнению Агибалова, Volkswagen сам должен быть заинтересован в приходе с "отверточным производством" на российский рынок, так как в Европе "народный автомобиль" переживает не лучшие времена, его вовсю теснят конкуренты. Объем европейского рынка составляет 14,5 миллиона автомобилей в год. Пока Volkswagen находится в лидерах, его доля – 17,8%. Следом за ним идут французы – Citroen и Peugeot (14,2%), японцы (13,3%) и Ford (11%). С Агибаловым согласен и Вячеслав Жабин из ИК "БрокерКредитСервис". "Россия и Китай сейчас являются самыми перспективными рынками, и насыщение нашего рынка будет идти еще как минимум пять лет", - говорит он. Поэтому, если не войти на рынок сейчас, то потом будет сложнее. "К примеру, тот же Ford у нас сейчас работает в три смены, а сам VW имеет завод в Китае, где является лидером", - напоминает он. Аналитик считает, что отложение подписание меморандума связано скорее всего с тем, что VW ждет "каких-то лучших условий в России". К примеру, отмену таможенных пошлин на ввоз запчастей. Александр Агибалов из "Атона" уверен, что VW придет в Россию, тем более, что это "всего лишь отверточная сборка", а следовательно – не очень большие инвестиции. Вопрос в том, с каким автомобилем – если будет дорогой Touran, то вряд ли немцы займут какой-то высокий процент рынка, если это будет Polo или что-то из семейства Skoda, то у VW в России могут быть неплохие перспективы.

ДНИ в Telegram