Разрушили монополию De Beers

Еврокомиссия разрушила 50-летнюю традицию продажи большей части российских алмазов через De Beers. По настоянию ЕК российская "АЛРОСА" и De Beers согласились к 2010 году сократить продажи российских драгоценных камней в адрес De Beers почти втрое - с $800 миллионов до $275 миллионов в год. Эксперты уверены, что в первую очередь от этого выиграют отечественные огранщики, испытывающие дефицит сырья. Как пишут "Ведомости", в понедельник Еврокомиссия заявила, что они согласились пересмотреть торговые взаимоотношения. По данным ЕК, "АЛРОСА" взяла на себя обязательство ежегодно снижать объемы продаж в адрес De Beers на $75 миллионов: в 2005 году они составят до $700 миллионов, а в 2010-м — не более $275 миллионов.

"АЛРОСА" поставляет свою продукцию De Beers в течение почти 50 лет. В 2001 году при заключении Торгового соглашения с De Beers, "АЛРОСА" уведомила о нем Европейскую комиссию. Однако, комиссия ЕС направила в адрес "АЛРОСА" и De Beers свои возражения, после чего начались переговоры по вопросу соответствия Торгового соглашения требованиям антимонопольного законодательства ЕС с целью достижения взаимоприемлемых вариантов урегулирования. После долгих согласований такой вариант был найден – "АЛРОСА" начнет сокращение поставок своей продукции De Beers и будет сама строить собственную мировую сеть продаж.

Представитель Еврокомиссии по вопросам конкуренции Джонатан Тодд сказал "Ведомостям", что "чтобы не ограничивать конкуренцию на рынке алмазного сырья, "АЛРОСА" должна продавать 2/3 своего экспорта на свободном рынке компаниям, независимым от De Beers". По его словам, Еврокомиссия официально опубликует пересмотренные условия соглашения "АЛРОСА" и De Beers и, если у участников алмазного рынка не возникнет к ним претензий, в апреле 2005 года Еврокомиссия одобрит соглашение двух монополий. По словам Тодда, Еврокомиссия намерена жестко контролировать выполнение соглашения и, если участники рынка заметят, что "АЛРОСА" и De Beers нарушают условия соглашения, компании могут караться штрафом в размере до 10% от объема продаж.

"Мы считаем, что наши предложения развеивают беспокойство Еврокомиссии, и надеемся, что пересмотренный вариант соглашения будет одобрен в начале 2005 года", — заявила представитель De Beers Керсти Джеффри. В пресс-релизе "АЛРОСА" говорится, что "по истечении шестилетнего периода поставки будут продолжены в согласованных объемах в течение неопределенного срока", "такой вариант урегулирования обеспечит защиту коммерческих интересов "АЛРОСА" по мере того, как компания будет реализовывать новую стратегию, предполагающую создание собственной сбытовой сети и рост продаж на международном рынке".

Гендиректор гранильного завода "Чорон Даймонд" (Якутия) Раджеш Ганди считает, что снижение поставок в адрес De Beers пойдет на пользу "АЛРОСА" и алмазному рынку в целом. "Конечно, это решение ударит по De Beers. Но на дворе 2005 год, и De Beers уже не та монополия по торговле алмазами, какой была в прошлом. Многие мировые алмазодобытчики в последние годы стали сами продавать алмазы на мировом рынке. Теперь и "АЛРОСА" пошла по этому пути", — говорит Ганди.

Аналитики уверены, что сокращение поставок драгоценных камней De Beers будет выгодно российским огранщикам. Гендиректор московского завода "Руиз Даймондс" Валерий Морозов сказал "Ведомостям", что рынок "ожидал" снижения поставок российских алмазов через De Beers. По его мнению, это может снизить совокупный объем продаж De Beers на 10-15% в год. "АЛРОСА", по его мнению, придется выстраивать собственную структуру продаж на мировом рынке, строить отношения крупными клиентами и др. При этом, считает Морозов, "АЛРОСА" может увеличить продажи на внутреннем рынке — испытывающие дефицит сырья отечественные огранщики готовы покупать камни по мировым ценам, а "АЛРОСА" не придется платить 6,5%-ную экспортную пошлину.

ДНИ в Telegram