Алмазную монополию подвергли критике

Законность партнерства "АЛРОСА" и De Beers вновь ставят под сомнение. На этот раз Федеральная антимонопольная служба (ФАС) посчитала, что отношения "АЛРОСА" с алмазным гигантом противоречат закону о конкуренции, и потребовала от российской компании продавать свои камни и другим покупателям. Как пишут "Ведомости", ежегодно "АЛРОСА" продает De Beers камней на сумму $650 миллионов, при том что экспортная квота позволяет ей вывозить алмазов примерно на $850 миллионов. Остальное сырье "АЛРОСА" экспортирует небольшими партиями по разовым контрактам. В апреле ФАС направила "АЛРОСА" предписание разработать "Положение о единых условиях доступа к алмазному сырью производителей бриллиантов и алмазного инструмента, порядке ценообразования на него". Но предложенный монополией проект этого документа не устроил регулятора. При этом, как пишет издание, наибольшие нарекания чиновников вызвала именно часть положения, касающаяся соглашения с De Beers. В письма замруководителя ФАС Андрея Цыганова президенту "АЛРОСА" Владимиру Калитину, отмечается, что "особые" отношения с De Beers содержат "очевидные признаки нарушения статей 5 и 6 закона о конкуренции", а "формирование "АЛРОСА" списка покупателей сырья на регулярной основе ограничивает доступ на рынок алмазов всех хозяйствующих субъектов". В своем письме ФАС также предлагает "АЛРОСА" исключить из числа мест продажи алмазов голландский город Антверпен, поскольку там нет подразделения компании. Не нравится чиновникам и пункт положения об обязательной реализации 25% алмазов предприятиям Якутии, по мнению чиновников, он противоречит закону о конкуренции. Начальник управления ФАС Теймураз Харитонашвили подтвердил "Ведомостям", что его ведомство направило такое письмо в адрес "АЛРОСА", но от дальнейших комментариев отказался. А представитель "АЛРОСА" в ответ на критику чиновников напоминает, что история отношений его компании с De Beers "насчитывает более 40 лет". "Мгновенно пересмотреть структуру сбыта нельзя, это требует значительных инвестиций и времени", — уверяет он. Директор московского представительства De Beers Реймонд Кларк о замечаниях ФАС не знает, но говорит, что торговое соглашение его компании с "АЛРОСА" не предусматривает никаких эксклюзивных отношений. "Чиновники ФАС могут попытаться повлиять на заключение торгового соглашения, но их действия не получат поддержки российского правительства", — убежден Кларк. По мнению вице-президента Российской ассоциации производителей бриллиантов Арарата Эвояна, особое положение De Beers в списке клиентов "АЛРОСА" будет довольно трудно доказать, поскольку торговое соглашение между компаниями не утверждено. "АЛРОСА" заявляет, что торгует с De Beers по разовым контрактам и по рыночным ценам", — сообщил он "Ведомостям". Партнерством "АЛРОСА" с De Beers интересуются не только российские чиновники. Подписанное компаниями в декабре 2001 года пятилетнее торговое соглашение, предусматривающее поставки алмазов из России на $800 миллионов в год, так и не вступило в силу — Еврокомиссия сочла, что оно ограничивает конкуренцию на алмазном рынке. Все это время компании пытаются согласовать с европейскими чиновниками поправки в этот документ.

ДНИ в Telegram