MasterCard против наличных денег

Руководство платежной системы MasterCard решило переориентировать россиян с расплаты за покупки деньгами на пластиковые карточки. Правда, что для этого MasterCard будет делать, руководители платежной системы не раскрыли. Независимые аналитики скептически отнеслись к их намерениям, так как в России есть вещи, над которыми MasterCard не властен – к примеру, большинство россиян покупает товары на рынках, где карточка бесполезна. Как пишет "Коммерсантъ", в четверг президент MasterCard Europe Александр Лабак сообщил, что компанией разработана новая глобальная стратегия по увеличению доли операций с пластиковыми карточками при покупке товаров. "Мы поможем российским банкам выиграть войну с наличностью", - заявил он. По его словам, в России будет использован систематизированный опыт, накопленный в других странах. Правда, подробности предложений, которые MasterCard намерена сделать российским банкам, он не сообщил.

По данным Банка России, 94,42% объема операций по пластиковым картам в России приходится на снятие наличных. Дело в том, что до сих пор основным двигателем рынка пластиковых карт в стране остаются зарплатные проекты, в рамках которых держатели карт используют их один раз в месяц в банкомате.

У российских банков есть собственное представление о том, как переориентировать держателей карт с банкоматов на магазины. "Для того чтобы привлечь больше точек, особенно в периферии, надо уменьшить комиссии, которые платит банк-эквайрер платежным системам, – считает начальник управления платежных инструментов Русского банка развития Елена Дворовых. – А все маркетинговые ходы, различные розыгрыши и рекламные акции для России пока не очень актуальны". В то же время, по мнению директора департамента розничных пластиковых продуктов Юниаструмбанка Константина Иванова, маркетинговые ходы платежных систем по привлечению торговых точек очень важны. "Visa, например, за каждые покупки по картам проводит розыгрыши призов, она активно занимается этим. А теперь, по-видимому, решила пойти таким же путем и платежная система MasterCard. Если это приведет к увеличению оборота в торговых точках, будет здорово", – считает он.

А аналитик ИК "Тройка Диалог" Сергей Донской считает, что в России, особенно в провинции, есть многие вещи, над которыми MasterCard не властен. "Чтобы увеличить расплату карточками, надо торговлю перевести с улицы в магазины", - пояснил он Дням.Ру. Большинство людей продолжают делать покупки на рынках, развалах и т.д. "К примеру, известно, что товары на "Горбушке" дешевле, чем в различных сетях, но на рынке карточка не нужна и люди по-прежнему будут ее использовать только как средство снятия наличных", - считает эксперт. Для этого, магазинам нужно, к примеру, сделать скидки, чтобы товар при расплате карточкой был дешевле, чем, если платить наличными, выказал он свое предложение.

ДНИ в Telegram