Летающая монополия

В ближайшее время премьер-министр Михаил Фрадков может принять решение о создании объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую войдут основные авиастроительные фирмы России. Об этом пишет "Газета". Претенденты на вхождение в ОАК хоть и поддерживают правительственные начинания, однако, опасаются, как бы это не было простой сменой вывески.

Как пишет издание, стратегия создания ОАК в минувшую среду поступила в Белый дом из Минпромэнерго. Ведомство Виктора Христенко предлагает поэтапно объединить в едином государственном холдинге шесть основных авиастроительных фирм: "МиГ", "Сухой", "Туполев", "Ильюшин", "Камов" и Московский вертолетный завод имени Миля. В ближайшие недели, уверено издание, должно состояться решающее совещание у премьер-министра Фрадкова, который все больше склоняется к тому, что единый авиастроительный гигант России нужен.

Идея объединенной корпорации уже более трех лет бродит по ведомственным коридорам и до сих пор не полностью согласована. Во многом потому, что в рамках ОАК планируется объединить производство военных и гражданских самолетов. По данным "Газеты", доклад Минпромэнерго поступил в Белый дом в сопровождении замечаний Минобороны и ФСБ. Силовикам не нравится идея объединения в одной структуре "Сухого" и "МиГа": они считают, что это помешает здоровой конкуренции между ними, а значит, приостановит развитие военной авиации в России.

Однако, о том, что в ближайшее время создание ОАК сдвинется с мертвой точки, говорит тот факт, что президент Владимир Путин в конце ноября своим указом объявил об объединении заводов и предприятий, работающих на производство вертолетов "Ми" в ОАО "Корпорация "Вертолеты Миля". Согласно президентскому распоряжению, в корпорацию войдут основной разработчик вертолетов "Ми" - Московский вертолетный завод (МВЗ) им. Миля, Казанский вертолетный завод (КВЗ), Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ), Московский машиностроительный завод "Вперед" и Ступинское машиностроительное производственное предприятие. Теперь, согласно правительственному плану, "Корпорация "Вертолеты Миля" должна влиться в ОАК.

Другие претенденты на вхождение в Объединенную авиастроительную корпорацию о планах правительства говорят осторожно. "Я пока затрудняюсь сказать, что этот холдинг будет из себя представлять", - сказал Дням.Ру пресс-секретарь РСК "МиГ" Юрий Черваков. Он пояснил, что правительство намерено объединить заводы, некоторые из которых уже не принадлежат государству. "Но вопрос о том, как объединяться – не главный. Главное – чтобы не получилось простой смены вывески: нужно не просто сменить названия нынешних корпораций на одну "Объединенная авиастроительная корпорация", необходимо создать рынок внутри страны, чтобы военные начали заказывать истребители, гражданские – пассажирские суда. Сменить название нетрудно, только от этого должен быть толк", - считает Юрий Черваков.

С ним согласились и в корпорации "Сухой". Сотрудник пресс-службы компании Дмитрий Порошин заверил Дни.Ру, что его руководство "поддерживает любые инициативы правительства". "Главное, чтобы с созданием ОАК государство определилось с приоритетами в авиастроении, и была реальная поддержка", - пояснил он.

В "Ильюшин Финанс Ко" (занимается производством и реализацией самолетов марок "Ил", "Ту" и Ан-148) корреспонденту Дней.Ру пояснили, что предлагали правительству создать ОАК еще пять лет назад. "Но, не дождавшись правительственного решения, мы сами создали такие мини-холдинги: один объединяет производства самолетов "Ил", второй – самолетов "Ту", - сказал сотрудник ИФК Андрей Липовецкий. Он заверил, что его руководство полностью поддерживает решение об объединении. В ИФК считают, что главное сейчас - выработать единую правительственную программу, кого и как поддерживать, потому что "если поддерживать все подряд, то хорошего ничего не будет". "Сейчас правительство дает денег на полсамолета одному холдингу, на треть самолета – другому, тем самым якобы развивается конкуренция. Лучше дать одному – но на целый самолет", - считают в "Ильюшин".

Есть опасения, что в самой ОАК каждый "будет тянуть одеяло на себя". Ведь, к примеру, проект RRJ корпорации "Сухой" и французской Snecma будет конкурировать с Ан-148, который производит Воронежский и Харьковский авиазаводы, входящие в холдинг "Ильюшин". "Подобная проблема, конечно, возможна, однако в ОАК легче будет решать такие вопросы, - считает Андрей Липовецкий из ИФК. Он заверил, что места на российском рынке хватит всем. "Сейчас авиапредприятия решают свои проблемы только лобистскими инструментами, в ОАК такого не будет", - уверены в ИФК

Независимые аналитики считают, что создание единого холдинга только "пойдет на пользу российскому авиапрому". О конкуренции на этом рынке внутри одной страны не может быть и речи, так как по отдельности у заводов нет денег ни на увеличение производства, ни на разработку новых моделей. "Консолидирование финансов облегчит им привлечение дополнительных кредитов на новые разработки", - заявил Дням.Ру аналитик ИК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов. Правда, эксперты, также как и авиаторы, не понимают, как правительство будет объединять акции заводов, но надеются, что это не будет делаться в ущерб участникам создаваемой ОАК.

ДНИ в Telegram