РЖД просит свободы

Железнодорожники всеми силами стремятся освободиться от госрегулирования тарифов на грузовые перевозки. Соответствующие предложения уже внесены в Федеральную службу по тарифам. Как пишет "Время новостей", в РЖД ожидают, что решение по грузовым тарифам будет принято до конца года. Железнодорожники надеются получить право самостоятельно устанавливать тарифы на контейнерные перевозки и перевозки нефти и нефтепродуктов.

По мнению экспертов нефтяного агентства Argus, дерегулирование железнодорожных тарифов в принципе целесообразно, особенно в ситуации, когда повышение экспортных пошлин вместе с высокими тарифами на перевозки привело к оттоку экспортной нефти с железных дорог. Однако только в том случае, если РЖД действительно будет снижать тарифы, а не увеличивать их. Поэтому обязательно должен быть "потолок", выше которого РЖД тарифы поднимать не смогут. Сейчас же непонятно, как будет осуществляться дерегулирование.

Однако у главы РЖД Геннадия Фадеева появилась другая возможность избавиться от госрегулирования тарифов. Как пишут "Ведомости", одна из структур "Северстальтранса" — Новая перевозочная компания предложила железнодорожникам создать совместное предприятие для осуществления грузовых перевозок. При этом, если тарифы РЖД жестко регулируются государством, то СП сможет самостоятельно регулировать вагонную составляющую тарифа, уровень которой в среднем достигает 15% от стоимости перевозок. По информации издания, НПК и РЖД могут передать в СП около 4000 вагонов на сумму $125 миллионов — по 1400 цистерн и 600 полувагонов каждый.

В РЖД не отрицают возможности сотрудничества с НПК, но другие участники рынка возмущены попытками своих конкурентов создать альянс с госмонополией. "Это все равно, как если бы владелец самолета-"кукурузника" захотел бы создать СП с "Аэрофлотом", — заявил гендиректор ООО "Управляющая транспортная компания" (входит в группу "Уникор") Михаил Атласов. Он отмечает, что сейчас тарифы РЖД жестко регулируются, а СП сможет свободно устанавливать вагонную, а после введения и локомотивную составляющую тарифа. Снижая совокупный размер тарифа и применяя административный ресурс, СП сможет вытеснять других операторов с выгодных маршрутов. Эксперты проект НПК называют попыткой использовать возможности монополии для ведения частного бизнеса. И это в то время как другим частным компаниям приходится согласовывать каждый свой шаг с РЖД. Повторяться же подобная ситуация будет до тех пор, пока РЖД совмещает функции перевозчика и владельца инфраструктуры.

ДНИ в Telegram