РЖД борется с "пробками"

Путем увеличения стоимости перевозки грузов

"Российские железные дороги" придумали как бороться с "жлезнодорожными пробками". Монополия решила ликвидировать разницу стоимости отправок грузов в морские порты и сухопутные погранпергоны. Заявка, с просьбой разрешить ей увеличить стоимость перевозки экспортных грузов в порты на 12%. уже направлена в Федеральную службу по тарифам. Впрочем, портовики уверяют, что РЖД завышают реальную величину простоя более чем в шесть раз. Цены перевозок через порты (192 коп./10 т-км) стали ниже, чем через сухопутные переходы (390 коп./10 т-км) в 2003 году. Поэтому за десять месяцев этого года РЖД перевезли в порты грузов на 25% больше, чем год назад. Это увеличение грузопотоков привело к тому, что в портах образовались огромные "пробки", так как портовики не успевают разгружать составы.

Как рассказал "Коммерсанту" первый вице-президент РЖД Хасян Зябиров, при норме отгрузки 4938 вагонов в сутки реально порты выгружают в среднем 4623 вагона, причем 21 ноября недобор нормы составил уже 620 вагонов. К 25 ноября не разгружено 7,2 тысячи вагонов. Хуже всего пришлось Октябрьской железной дороге, где застряло 80 поездов. Еще 39 составов перекинули на Северную дорогу, чтобы не мешать движению пассажирских поездов, 16 составов стоит в Литве, 8 – в Белоруссии, в целом – 234 поезда.

По оценкам РЖД, увеличение грузопотока в порты уже привела к выпадению 5 миллиардов рублей из доходов компании. Как уверяют в РЖД, в 2004 году ни один порт не выполнял взятых обязательств по выгрузке. Компании пришлось отклонить заявки по перевозке грузов в целом на 13 миллионов тонн, в итоге она потеряла 1,677 миллиарда рублей. В ноябре же ситуация резко ухудшилась.

Руководство РЖД в задержках во всем винит портовиков. По словам Зябирова, дорога принимает заявки строго в соответствии с планами портов, но потом выясняется, что те не правильно рассчитали свои возможности. "Вот, к примеру, "Петролеспорт" объявил о неограниченном приеме вагонов с металлоломом. Мы ему отгрузили более 2 тысяч вагонов. Сейчас из них 1,5 тысячи стоят, и нам 15 ноября пришлось ввести конвенцию с неограниченным сроком", - пожаловался "Коммерсанту" вице-президент РЖД. В настоящее время не отправляются нефтяные грузы в Мурманский морской торговый порт, руда и чугун – в Новороссийск, уголь – в Ейск и Туапсе, металл – в Морской порт Санкт-Петербурга, остановлена отгрузка в Калининград.

Ожидается, что в декабре ситуация ухудшится еще больше. Будут введены дополнительные пассажирские поезда, и если "в простое" окажутся более 400 грузовых поездов, возможны серьезные нарушения в графике движения пассажирских. А ведь в начале января все порты закрываются и грузы не обрабатывают. Сейчас руководство РЖД пытается уговорить портовиков поработать без новогодних каникул.

Однако в портах считают реакцию РЖД неадекватной. "Сложности с простоем наблюдаются лишь в перевозках нефтяных грузов,– заявил "Коммерсанту" глава московского представительства Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Александр Давыденко.– Скопление вагонов на подходах к Калининграду, Туапсе, Мурманску вызвано именно сбоями в работе с нефтяными грузами, хотя это и осложняет подвод других вагонов. В целом портовый комплекс работает в нормальном режиме". По данным АСОП, выгрузка сухих грузов идет по факту подачи подвижного состава. "Простаивают всего 37 поездов (2240 вагонов), из них 17 обслуживаются в Новороссийске без помещения груза на склад. Оставшиеся 20 поездов стоят из-за плохих погодных условий,– подсчитывает господин Давыденко.– Емкости складов портов превышают наличные объемы грузов. И мы готовы выполнить все заявки на перевалку в декабре".

Кстати, не наблюдают проблем и грузоотправители. В "Северстали" (экспортирует металл через порт Санкт-Петербурга) уверяют, что отправки идут нормально. То же самое заявляют НК ЛУКОЙЛ и Сибирско-уральская угольная компания (СУЭК). Хотя СУЭК уже беспокоит введение ограничений отгрузки в порты в декабре.

Но в РЖД продолжают стоять на своем. По словам Хасяна Зябирова, план по увеличению стоимости отправки в порт на 12% уже одобрил МЭРТ, заявка уже направлена в ФСТ. Ввести новые тарифы РЖД рассчитывают в 20-х числах декабря. Но и это еще не все. В следующем году железнодорожники будут просить правительство разрешить им увеличить тарифы еще на 50%.

ДНИ в Telegram