Российское Минприроды решило привлечь корпорацию De Beers к разработке месторождений алмазов в России. Правда, взамен корпорации придется построить здесь и производство по их огранке. Но, как пишут "Ведомости", руководство De Beers с таким условием не согласно. А эксперты отмечают, что смысла в таких инвестициях нет, — в России имеются собственные гранильные мощности, которые недозагружены.
Южно-африканская корпорация De Beers контролирует около 50% добычи алмазов в мире. В прошлом году ее выручка составила $6,6 миллиардов, чистая прибыль – $484 миллиона. Компания Anglo American и семья Оппенгеймер владеют по 45% акций De Beers, оставшиеся 10% принадлежат компании Debswana. В России De Beers принадлежит контрольный пакет акций компании "Петронефть-Даймонд", владеющей лицензией на разведку Лужской алмазной площади в Ленинградской области. De Beers также владеет 64% канадской Archangel Diamond Corporation, которая судится с подконтрольной "ЛУКОЙЛу" "Архангельскгеологодобычей" за еще одно алмазное месторождение в Архангельской области — Верхотинское.
О том, что De Beers надо бы инвестировать в российскую огранку, министр природных ресурсов Михаил Трутнев заявил на встрече с представителями Министерства минеральных ресурсов и энергетики ЮАР. По его словам, De Beers заинтересована в участии в разработке месторождений алмазов на территории России, а российское правительство поддерживает эти намерения. Но De Beers мешает российское законодательство: по закону "О драгметаллах и камнях" добывать алмазы в России имеют право лишь те компании, в которых нерезидентам принадлежит менее 50% акций. De Beers давно просит чиновников смягчить эту норму, но пока тщетно.
Как пишут "Ведомости", Трутнев не сказал, готово ли его ведомство инициировать внесение соответствующих поправок в закон. Зато он отметил, что ему бы "хотелось", чтобы алмазная компания не только добывала в России сырье, но и строила перерабатывающие мощности. "De Beers в свое время брала на себя обязательства по строительству ограночных мощностей в РФ, но эти обязательства так и не были выполнены", — напомнил Трутнев. Источник издания, близкий к одному из профильных министерств, напоминает, что De Beers в свое время обсуждала с руководством "Алмазного мира" (входит в "АЛРОСА") возможность гранить на предприятии часть алмазов, приобретаемых в России. Но тогда переговоры закончились ничем.
Главу московского офиса De Beers Реймонда Кларка предложение Трутнева удивило. Он утверждает, что компания никогда не брала на себя обязательств по строительству ограночных мощностей. Он подтвердил заинтересованность De Beers в добыче алмазов в России. А отмена ограничений на участие иностранных компаний позволила бы привлечь масштабные инвестиции в Россию. Кларк утверждает, что гранильная отрасль не представляет интереса для его компании. "De Beers занимается добычей и торговлей алмазов", — подчеркнул Кларк.
Эксперты также не видят смысла в строительстве дополнительных гранильных мощностей. Вице-президент Российской ассоциации производителей бриллиантов Арарат Эвоян говорит, что существующие предприятия загружены всего на 80%. А гендиректор гранильной фабрики "Руиз Даймондс" (входит в холдинг израильского диамантера Льва Леваева) Вячеслав Морозов считает, что ныне действующие производства могут обрабатывать в два раза больше алмазного сырья, чем сейчас. Впрочем, Морозов считает, что выдачу De Beers разрешения на добычу алмазов в России необходимо сопроводить обязательством снабжать алмазами прежде всего отечественных огранщиков. "Возможно, именно это Трутнев и имел в виду", — полагает он.