С дорогим бензином будут бороться

Чиновники усиленно пытаются найти причину замедления экономического роста в России. Главной из них руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев считает высокие цены на бензин, которые опережают в этом году инфляцию. Он назвал и истинных виновников повышения цен на бензин. Оказывается, виноваты приватизаторы начала 90-х годов, пишут "Известия".

"Во время приватизации нефтяной отрасли были допущены серьезные ошибки, которые и привели к созданию 7 вертикально-интегрированных нефтяных компаний, монополизировавших сейчас рынок", - заявил Артемьев. В результате этого, по его словам, "олигопольные рынки мы имеем в 2/3 российских регионов", и на этих региональных рынках цены на бензин "фактически диктуют одна-две компании". Из-за сговоров монополистов, по словам Артемьева, цены на бензин выросли на 20%. Остальные 80% роста приходятся на внешний фактор - рост общемировых цен на нефть.

Глава ФАС признал, что первое дело по фактам картельного сговора было возбуждено только 4 месяца назад. "Но у нас в руках соломенная шпага", - оправдывается Артемьев. По данным ФАС, нынешние штрафы за нарушение антимонопольного законодательства составляют максимум $16,5 тысяч, в то время как в Европе за аналогичные нарушения компании штрафуют на $100-400 миллионов и квалифицируют сговоры как мошенничество в особо крупных размерах. В то же время глава ФАС считает, что правительство в силах частично снизить зависимость внутренних цен на топливо от внешних цен на энергоносители, пишет "Коммерсантъ". Для этого, по словам Артемьева, нужно дифференцировать экспортную пошлину, а также налог на добычу полезных ископаемых. "Нефтяники занимаются экономическим браконьерством: они снимают сливки с месторождений и бросают их", - заметил глава ФАС. Дифференцированное же налогообложение будет стимулировать разработку труднодоступных месторождений. Особые надежды ФАС возлагает на новый закон о конкуренции, который разработан антимонопольным ведомством и будет рассмотрен правительством 25 ноября. Новый закон вводит шкалу так называемых "оборотных" штрафов: 2% годового оборота компании – за злоупотребление доминирующим положением и 4% - за создание картеля. По расчетам Артемьева, этот законопроект поступит в Госдуму в конце января 2005 года и будет, по словам председателя нижней палаты парламента Бориса Грызлова, поддержан депутатами. Впрочем, часть мер для снижения цен на бензин в новый закон не войдут. Их антимонопольное ведомство предлагает правительству рассматривать и принимать отдельно. В частности, речь идет о создании биржи по торговле нефтепродуктами, а также о создании нефтяных резервов для внутренних интервенций осенью и весной - в период пиков цен на бензин.

ДНИ в Telegram