Би Лайн недоговаривает

Похоже, мир снова входит в привычный ритм. Теперь не нужно "ломать" шею и перевешивать предметы под удобным углом, чтобы постоянно разговаривать по мобильнику, так как с 30 сентября третья минута разговора в тарифном плане Би Лайна "Би+ БУМ" уже не стоит 2 цента. Однако об этом мало кто из абонентов Би Лайна знает: в рекламе такой информации не было или на ней не заострялось внимание потребителя. О сроке действия этой стоимости третьей минуты было указано только на сайте сотового оператора. Дни.Ру выяснили, что Федеральная антимонопольная служба уже заинтересовалась этим фактом и проводит проверку. Если рекламу признают недобросовестной, Би Лайну грозит штраф.

Тарифный план "Би+ БУМ" появился в конце июля. Он стал своеобразным ответом тарифному плану "О'Лайт" от конкурента Би Лайна компании МегаФон. В "О'Лайте" утверждалось, что исходящие звонки стоят 3 цента, а слоган был "Перебей меня, если сможешь". Би Лайн якобы перебил МегаФон, сообщив, что третья и последующие минуты в его "БУМе" стоят на цент дешевле. Однако, сотрудники "пчелофонов" (разговорное название сети Би Лайн) "забыли" указать в рекламе, что стоимость в 2 цента действует только до 30 сентября. Об этом можно узнать только на сайте Би Лайна в разделе "тарифные планы". А реклама "БУМа" идет до сих пор в газетах и журналах, висит на уличных щитах и в метро, то есть человек, который подключается к "БУМу" после 30 сентября уже не знает, что с третьей минуты он будет платить не 2 цента.

Заместитель начальника Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Сергей Пузыревский сообщил Дням.Ру, что его ведомство проведет проверку рекламных сообщений Би Лайна, касающихся тарифа "БУМ". По словам сотрудника ФАС, в законе о рекламе записано, что у причины, по которой следует приобретать рекламируемый товар (в данном случае – цена в 2 цента), если она не вечная, должен быть указан ее срок действия. А Би Лайн не указал, что разговор с третей минуты стоимостью 2 цента действует только до 30 сентября. Поэтому, если рекламу "БУМа" признают "недобросовестной", вводящей в заблуждение потребителей, сотовому оператору грозит штраф. "Я пока не могу точно говорить, будет ли оштрафован ли Би Лайн и на сколько? Это решит комиссия ФАС после того, как наши специалисты изучат все рекламные материалы компании", - сказал замначальника управления антимонопольного ведомства.

В самом Би Лайне корреспонденту Дней.Ру не удалось получить комментарий. Телефон пресс-службы оператора молчал, а на запрос по электронной почте, сотрудники компании также не ответили.

Кстати, Би Лайн уже несколько раз признавался антимонопольщиками нарушителем закона "О рекламе". В сентябре 2002 года сотовый оператор был оштрафован на 400 МРОТ за утверждение, что посекундная тарификация оплаты телефонных переговоров действует с первой минуты разговора. Однако, в то время, посекундная тарификация была предусмотрена только в тарифном плане "Классика", а в рекламе об этом не сообщалось.

В феврале 2003 года слоган оператора "Деньги могут заморозить" жители ульяновской Ульяновской области поняли буквально и, по сообщениям пресс-службы губернатора, начали обращаться к властям с просьбами разъяснить ситуацию, не надвигается ли очередной финансовый кризис. В итоге губернатор Владимир Шаманов дал команду "разобраться" и Министерство по антимонопольной политике (прошлое название ФАС) возбудило против "ВымпелКома" дело о нарушении статьи 10 закона "О конкуренции". Также, по мнению МАП, лозунг "Деньги могут заморозить" позиционировал Би Лайн как единственного в стране оператора, открывшего данную услугу для потребителей. А подобную услугу и раньше предоставляли другие операторы. После разбирательств, лозунг на щитах стал звучать как "Абоненты Би Плюс GSM – деньги могут заморозить".

В феврале 2004 МАП снова признал ненадлежащей рекламу услуг связи Би Лайн. На этот раз оператор поплатился за рекламу "ЛюБи Бесплатно", где утверждалось, что звонки на "Любимый номер" бесплатны. При этом мелким и неразличимым с близкого расстояния текстом в течение 3 секунд (в ТВ-роликах) указывалось, что данная услуга распространяется только на тарифный план "Прайм" с 9 февраля по 31 марта 2004 года. Эти обстоятельства, по мнению МАПа, "не позволяют рассматривать данное сообщение как надлежащее предоставление существенной информации о данной услуге". Однако в "ВымпелКоме" были не согласны с решением МАП, так как закон "О рекламе" не регламентирует, каким шрифтом и в течение какого времени должны идти те или иные разъяснения. В Би Лайне считают, что каждый человек воспринимает информацию по-своему: кому-то достаточно трех секунд мелким шрифтом, кому-то необходимо больше. А, якобы, сам формат роликов таков, что невозможно в них уложить полную информацию обо всех характеристиках представленного продукта. Однако в рекламе "БУМа" пиарщики Би Лайна смогли уложить информацию о том, что абоненты других "биплюсовских" тарифов могут переключиться на "БУМ" с сохранением денег и номера. Для этого достаточно было позвонить по бесплатному номеру. Остается только догадываться, сколько людей переподключились на "БУМ" и теперь неизвестно, сколько надо будет платить за третью и последующую минуты разговора.

Конечно, по поводу каждого новшества Би Лайн лучше просто звонить в компанию и требовать исчерпывающую информацию о тарифном плане. Корреспондент Дней.Ру 4 октября, т.е. когда срок действия 2 центов уже закончился, позвонил по номеру, указанному в рекламе плана "БУМ", где можно было узнать всю информацию об этом тарифе – и автоинформатор продолжал настойчиво рекомендовать подключится на "БУМ", а о том, стоимость разговора с третьей минуты в 2 цента уже закончилась, не было сказано ни слова.

ДНИ в Telegram