Российский авиапром ждет скорый конец

Через пять лет российские авиакомпании пересядут на продукцию Boeing, а отечественное гражданское самолетостроение умрет, если правительство не примется его "спасать". Такую перспективу обрисовал вчера на "круглом столе" руководитель департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго Юрий Коптев, пишут "Ведомости". Затем наступит "очередь" и военной авиации. В 2003 году доля авиапромышленности в ВПК составляла 45%. Однако с 1993 года российские ВВС не заказывают новые самолеты, объем же экспорта истребителей в Китай и Индию вскоре упадет, прогнозирует Коптев. В результате в 2012 году в российских ВВС "останутся только две пилотажные группы", пообещал чиновник. Рецепт спасения по Минпромэнерго неоригинален. По словам Коптева, надо создать Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), принять программу поддержки закупок гражданской авиатехники и переработать прежние — неудачные — программы развития ВПК. Этим вопросом сегодня займется военно-промышленная комиссия под руководством премьера Михаила Фрадкова. По проекту ОАК в 2005 году специальной управляющей компании предстоит определить, какие типы самолетов надо строить в России, а какие из отечественных авиастроительных заводов следует сократить. При этом количество занятых в авиапроме сократится в 2,5-2,8 раза, а господдержка вырастет с $330 миллионов до $1,5-1,7 миллиарда в год (включая расходы на военное авиастроение). В таком случае, обещал Коптев, Россия останется третьим после Airbus и Boeing производителем гражданской авиатехники, а военные смогут заменить устаревшие самолеты на новые. Не ясно, прада,в состоянии ли хоть один из восьми российских авиазаводов справиться с серийным производством новых пассажирских самолетов, полагает директор Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) Евгений Каблов. Поэтому вопрос о сокращении числа авиазаводов ему кажется риторическим — их профильным бизнесом становятся земельные спекуляции, а не выпуск авиатехники, призает эксперт. А зампредправления Союза авиапромышленности Константин Крохин опасается, что опять затянется вопрос выбора одного из типов лайнеров. Ульяновский "Авиастар" с 1992 года выпустил несколько ближнемагистральных авиалайнеров и теоретически способен к серийному производству, говорит Крохин, но судьбу авиапрома надо решать в ближайшее время.

ДНИ в Telegram