Минтранс зовет флот домой

Минтранс хочет вернуть отечественные суда под российский флаг, обещая освободить их от уплаты пошлин и НДС. Сегодня из 1000 принадлежащих российским компаниям судов под отечественным флагом, по данным Минтранса, внешнеторговые перевозки осуществляют около 200. При этом на их долю приходится около 6% грузооборота. Остальное российские пароходства, как пишут "Ведомости", перевозят на кораблях, зарегистрированных на Кипре, Мальте, в Либерии и Панаме. Дело в том, что в Либерии и Панаме вообще не нужно платить никаких налогов с флота. К примеру, "Совкомфлот" регистрирует в этих двух странах все свои суда. Эксплуатация каждого из них в офшорных юрисдикциях обходится в $10 000-15 000 в год — столько уходит на тоннажный сбор и другие административные расходы. Чтобы плавать под российским флагом, надо заплатить таможенную пошлину за импорт судна (5% от стоимости), а для новых кораблей — еще и НДС (18%). Стоимость одного транспортного судна морского класса составляет от $25 миллионов до $60 миллионов. В распоряжении издания оказался подготовленный Минтрансом проект поправок к Налоговому кодексу, необходимых для создания Российского международного реестра судов (правительственный законопроект о самом реестре пока не рассматривался Госдумой). Он предусматривает освобождение компаний, которые регистрируют внешнеторговые суда в России, от уплаты пошлин и налога на семь лет. Правда, при этом им нужно перечислять за членов экипажа подоходный (13% от зарплаты) и единый социальный налог (базовая ставка сейчас 35,6%, с 1 января будущего года. — 26%). По оценке зампреда думского комитета по энергетике, транспорту и связи Виктора Клюса, отечественные судовладельцы получают за фрахт $6-7 миллиардов в год. По расчетам Минтранса, возвращение судов под российский флаг увеличит состав флота на 750 судов суммарным дедвейтом 17 миллионов тонн и общей стоимостью около $13 миллиардов. Ежегодные поступления от подоходного налога с экипажей за семь лет с начала действия закона вырастут с нынешних $6 миллионов до $29,2 миллионов, отчисления ЕСН — с $12 миллионов до $58,4 миллионов. Судовладельцы, в общем, готовы платить за свой флот на родине, поскольку при регистрации в реестре Минтранса у них будет конкурентное преимущество перед зарубежными перевозчиками. Дело в том, что российская "прописка" обеспечивает 50%-ную скидку на портовые сборы (около $130 000 с судна) в ряде отечественных портов. Законопроект о реестре Минтранс собирается внести в правительство в конце октября — начале ноября. Против инициативы выступает Минфин, пишет издание. По словам замминистра транспорта Сергея Аристова, оппоненты считают, что пароходства с помощью льгот начнут массово уклоняться от уплаты таможенных платежей. "Ведомости" ссылаются и на копию августовского письма замминистра финансов Сергея Шаталова в Минтранс, в котором чиновник подтверждает отрицательную позицию Минфина по поводу "освобождения судов, зарегистрированных в реестре и ввозимых на территорию РФ, от таможенных пошлин". Аристов, впрочем, отмечает, что сейчас от зарегистрированных за рубежом судов бюджет не получает ни таможенных платежей, ни НДС. В казну зачисляются только доходы от ввоза яхт и катеров, которые не имеют отношения к торговому мореплаванию. А Клюс недоумевает, почему Минфин "не принимает во внимание, что Россия может просто лишиться торгового флота".

ДНИ в Telegram