"Таганка" вместо Continental

О необходимости привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику не говорит только ленивый. Вот только, когда крупнейшие компании начинают проявлять к нам интерес, почему-то тут же активизируется российская бюрократия и, иностранцы, теряя время и финансы, вынуждены уходить их страны несолоно хлебавши с твердым намерением никогда больше не иметь дел "с этими русскими". Примеров этому масса. Французский автогигант "Рено" планировал поднять российский "гигант" "Москвич". В итоге – ни "рено", ни "москвичей". С воронежского завода по производству телевизоров и видеомагнитофонов, так и не изменив "жизнь к лучшему" ушел концерн Philips. И подобный список можно продолжать. Схожая ситуация сейчас происходит и на Московском шинном заводе, откуда пытается вырваться концерн Continental. В итоге, вместо шин с мировым именем мы снова останемся с "Таганкой" и "Простором".

Переговоры с иностранным инвестором о создании на Московском шинном заводе (МШЗ) современного высокотехнологичного производства по выпуску шин велись в течение двух лет. В итоге, в сентябре 2002 года вице-мэр Москвы Валерий Шанцев и председатель Совета директоров немецкого концерна Continental Манфред Венемар подписали меморандум о развитии сотрудничества. Для немцев проект стоил бы $40 миллионов – как деньгами, так и оборудованием со своего завода Gislaved. А русские предоставляли бы производственные помещения, возможности своей торговой сети и связи в правительстве Москвы. В итоге планировалось уже на первом этапе выпускать 3,5 миллионов шин "Контитентал" в год для легковых автомобилей. На втором этапе должно было произойти слияние совместного предприятия и МШЗ, за счет чего предприятие должно было выпускать более 6,5 миллионов шин в год марки "Континентал". После подписания, Валерий Шанцев говорил, что это СП станет одним из гигантов российской шинной промышленности, что возрастут налоги, появятся рабочие места…

Но через два года стало понятно, что гиганта самого не будет. За два года ни один из этих показателей так и не был достигнут. Немцы во всем винят российскую сторону. А в конце прошлой недели в интервью газете Frakfurter Allgemaine член правления Continental Ханс-Йоахим Николин сказал, что его компания выходит из проекта. По его словам, компания переоценила свои возможности, создавая СП со столичным заводом, что привело к серьезному срыву сроков реализации проекта и увеличению денежных затрат. По его словам, получить разрешение властей на модернизацию и переоснащение завода оказалось чрезвычайно сложно. В итоге все это отразилось на графике работ. А нарушение календарного плана бьет по рентабельности проекта – немцы собирались начать зарабатывать деньги уже в 2005–2006 годах. Теперь это исключено. "Не говоря о том, сколько мы понесли убытков", – отмечает член правления Continental. Преградой успешному осуществлению проекта стало и то, что состояние здания фабрики оказалось значительно хуже, чем утверждали российские партнеры. А на транспортировку подержанного оборудования, которое Continental поставил в Россию, пришлось израсходовать гораздо больше денег, чем ожидалось. В результате объем средств, которые немецкий концерн должен был внести в проект, увеличился на треть.

В приемной руководства МШЗ корреспонденту Дней.Ру отказались комментировать ситуацию. В московском правительстве также никто не смог прояснить ситуацию. Пресс-секретарь комплекса экономической политики и развития Москвы Александр Степанов сказал, что ситуацией на МШЗ владеют в Департаменте науки и промышленности мэрии. Однако, корреспонденту Дней.Ру не удалось связаться ни с одним из руководителей департамента.

Кстати, с МШЗ рассматривал возможность сотрудничества и французский Michelin. Но французы отказались от проекта сразу. Как пояснил "Коммерсанту" коммерческий директор ООО "Мишлен русская компания по производству шин" Алексей Платов, "основная проблема работы с заводом в том, что его крупным совладельцем является столичное правительство (50,5% акций)". Поэтому взаимодействовать приходится не только с менеджментом завода, но и с московскими властями. В итоге, французы приняли решение строить собственный завод в России. Правильность стратегии Michelin подтвердил и недавний провал совместного предприятия между финской Nokian и российским "Амтел". Финны также теперь строят собственный завод. Очевидно, этим путем пойдет и Continental. Директор по связям с общественностью Continental AG Хаймо Прокоп сказал "Коммерсанту", что компания по-прежнему не исключает своего присутствия в России.

Пока же российским автомобилистам вместо Continental придется довольствоваться продукцией Московского шинного завода. Говорят, шины даже неплохие, для их цены. Но эксперты журнала "За рулем", протестировав детище МШЗ – покрышку М-241, советуют избегать на ней быстрой езды по асфальту, особенно под дождем - здесь может не уберечь даже полный привод. Издание отмечает невысокие сцепные свойства на сухих покрытиях и крайне низкие на воде.

ДНИ в Telegram