Как привлечь западного инвестора

Похоже, российский бизнес нашел новую схему, как заставить западные компании принять решение об инвестировании совместных проектов. Схема проста - к примеру, две компании договариваются о совместном строительстве завода. Но, если вдруг кто-то затягивает подписание конечных документов, то представитель другой компании заявляет, что его партнер выходит из проекта. "Но это не беда, - говорит он. - Мы все равно продолжим проект и у нас уже есть новые потенциальные инвесторы". Естественно, представители "обиженной" компании этим недовольны и, так как проект для них также интересен, заверяют, что готовы продолжить переговоры, и чем быстрее, тем лучше.

Примерно по такой схеме глава холдинг СУАЛ Виктор Вексельберг "проверил" своего возможного партнера - американскую компанию Alcoa: действительно ли ее руководители хотят участвовать с СУАЛом в проекте "Коми Алюминий"? И хотя представители Alcoa еще не подписали конечных документов о своем намерении, по крайней мере, американцы заявили, что очень заинтересованы в этом проекте.

Немного истории. Создание металлургической цепочки из бокситового рудника и будущих глиноземного и алюминиевого заводов СУАЛ планирует завершить к 2008 году. Для этого проекта необходимо $2,1 миллиарда. Предполагается, что этот проект будет мощностью 1,5-1,8 миллионов тонн в год и алюминиевого завода 313-460 тысяч тонн в год. Своими силами в такой размашистой затее холдинг обойтись не сможет, СУАЛ готов выложить только $900 миллионов. Год назад СУАЛ объявил о переговорах с мировым лидером по производству алюминия Alcoa об участии в этом проекте. Председатель совета директоров СУАЛа Виктор Вексельберг сообщил, что Alcoa не заинтересовалась глиноземным комплексом, зато согласилась инвестировать в строительство алюминиевого завода. Правда, только при условии заключения долгосрочных контрактов на поставку электроэнергии. Представитель американской компании заявил "Коммерсанту", что это условие – обязательное для участия Alcoa в "Коми Алюминии". По его словам, гарантии фиксированной стоимости энергии должны быть рассчитаны на 20-25 лет. Однако Газпром отказался годами поставлять газ по фиксированной цене Печорской ГРЭС, которая будет обеспечивать алюминиевый комплекс СУАЛа электроэнергией. Причина отказа в предоставлении гарантий в том, что цены на газ регулируются правительством России и устанавливаются только на один год, а не на 20. А пока Газпром не зафиксирует цены на газ, РАО ЕЭС отказывается фиксировать стоимость электроэнергии. Весной СУАЛ предложил газовикам подписать между четырьмя сторонами соглашение о гарантиях цен на газ для Печорской ГРЭС, но ничего не добился.

В общем, решение вопроса всячески затягивалось, даже, несмотря на то, что российское правительство по предложению Всемирного банка включило в этот проект федерального бюджета на следующий год возможность госгарантий на $200 миллионов. А поскольку переговорный процесс затянулся, глава СУАЛа Виктор Вексельберг 26 сентября заявил, что Alcoa, проанализировав ситуацию с невозможностью гарантий на поставку электроэнергии, предпочла вообще не участвовать в проекте. По словам Вексельберга, отказ партнеров участвовать в "Коми Алюминии" не означает, что он откладывается. Сейчас готовится обоснование строительства глиноземного завода, которое будет представлено руководству СУАЛа уже в ноябре. СУАЛ по-прежнему не отказывается выложить $900 миллионов, а оставшаяся часть будет заемной. Вексельберг отметил, что эти средства теоретически могут быть предоставлены партнерами, но назвать их отказался. "С точки зрения финансирования этого проекта мы чувствуем себя достаточно уверенно, понимаем, откуда и как можно привлечь средства", - заявил Вексельберг газете "Время новостей". СУАЛ провел переговоры с IFС и Европейским банком реконструкции и развития, и они могут расширить свое участие в проекте. К тому же, как пишет издание, по неофициальным данным, среди возможных партнеров СУАЛа рассматривается "Русский алюминий", который не имеет своей сырьевой базы в России и завозит глинозем из-за рубежа. Кроме того, если алюминщикам удастся подписать с РАО "ЕЭС" долгосрочное соглашение по тарифам, в СУАЛе не исключают возобновления работы с Alcoa. Это заявление Виктора Вексельберга вызвало недоумение в руководстве Alcoa. Alcoa посчитала необходимым дать сигнал, что не потеряла интереса к проекту, и поправила Вексельберга. "Нас очень смутил этот комментарий, - заявил вечером в среду пресс-секретарь Alcoa Кевин Лоуири. - Мы обычно не рассказываем о проектах, пока идут переговоры. Пока мы только стремимся найти решение", - пишет "Время новостей". И эти слова пришлись по душе СУАЛу. "Мы только можем порадоваться, что наши партнеры остаются в проекте", - заявил "Времени новостей" источник в компании г-на Вексельберга, пояснив, что расценивает комментарии Alcoa как подтверждение высокой заинтересованности в сотрудничестве. Источники, близкие к совету директоров СУАЛа, не исключили, что российская сторона намеренно спровоцировала Alcoa, чтобы лишний раз убедиться в ее намерениях.

Впрочем, как подчеркнул Лоуири, вопрос о долгосрочных и надежных поставках электроэнергии по приемлемым ценам остается ключевым для участия Alcoa в проекте. В СУАЛе вчера заверили, что переговоры о гарантиях фиксированных цен с РАО "ЕЭС России" и "Газпромом" продолжаются. Однако очевидно, что сегодня они обречены на неудачу. Тарифы на газ и электричество устанавливаются постановлениями правительства на один, максимум на два года вперед. Заключать долгосрочные контракты на поставку электроэнергии и газа можно будет только после либерализации этих рынков, если, конечно, она произойдет.

Шоу-бизнес в Telegram