Рубль недооценен в два раза

Реальный курс рубля к доллару вырос в 2003 г. на 18%, но индекс Big Mac, составляемый британским журналом The Economist, показывает прежнее соотношение этих валют - рубль недооценен по сравнению с долларом в два раза, пишет газета "Ведомости". The Economist рассчитывает индекс Big Mac с 1986 года. "Бургерномика" основана на теории паритета покупательной способности (ППС) валют, по которой в долгосрочной перспективе курсы валют друг к другу должны стремиться к такому значению, которое уравняло бы стоимость одинаковых товаров и услуг в разных странах. То есть курсы валют относительно доллара должны быть такими, чтобы на одну и ту же сумму в долларах в любой стране можно было купить одно и то же количество товара одинакового качества.

Эксперты The Economist, передает издание, считают бигмак наиболее удачным товаром для сравнения валютных курсов по паритету покупательной способности (ППС) : McDonald's производит бигмак примерно по одному и тому же рецепту более чем в 100 странах. По данным на 14 января, когда The Economist составлял очередной индекс, бигмак в России стоит 41 руб. - это $1,42 по курсу 28,88 руб. /$, тогда как в США - $2,8. То есть наш бигмак стоит как 50,7% американского и, по теории ППС, российская валюта недооценена примерно вдвое.

Правда, отмечают "Ведомости", индекс Big Mac уже несколько лет показывает примерно такое соотношение. Так, в 2001 году, когда курс валют был почти как сегодня (28,9 руб. /$) , бигмак в России стоил $1,21 (35 руб. ) - 47,63% от цены бургера в США ($2,54) , а в 2003 российский бигмак стоил 48,7% от американского. Сегодняшний показатель интригует именно своим постоянством: по индексу Big Mac, реальный курс рубля к доллару вырос в 2003 всего на 4,1% , хотя на самом деле рост составил 18%.

Все объясняется достаточно просто: российский McDonald's практически не повышает цену бигмака. В этом году, как и в прошлом, он стоит 41 руб. , хотя инфляция в 2003 составила 12%. Узнать причину этого "Ведомостям" в выходные не удалось. "Бигмак входит в основные блюда, по которым клиент оценивает, произошло повышение цен или нет, - отметил эксперт "Ведомостей". - Поэтому на них McDonald's, видимо, держит постоянную цену, а цены на какие-то новые блюда устанавливает достаточно высокие".

Конечно, индекс Big Mac достаточно условный индикатор для определения ППС валют, ведь на цены в разных странах могут сильно влиять, например, стоимость аренды и рабочей силы. Но в целом ситуацию он описывает достаточно верно, передает газета.

ДНИ в Telegram