ЮКОС "мочит" себя?

Похоже, после шока первых "уголовных дней" соответствующие службы крупнейшей нефтяной компании пришли в себя. Это внешне стало заметным по количеству газетных материалов, в которых Михаил Ходорковский объявляется "покровителем всех известных наук", лучших студентов, а также чемпионом мира и его окрестностей по законопослушности. Однако кроме пиара развиваются и другие методы воздействия на общественное мнение. В газетах почти сплошь идут статьи о политическом заказе против ЮКОСа и огромном уроне, который нанесли и еще нанесут аресты руководителей компании российскому бизнесу, а также имиджу страны в мире. Бывает, авторы таких материалов, считающиеся, например, уважаемыми экономистами, совершенно теряют не только чувство меры, но и здравого смысла. Один, например, пишет, что арест топ-менеджеров ЮКОСа нанес урон российской экономике в 9 миллиардов долларов (почему не десять и как он это подсчитал - непонятно). Другой с глубоким прискорбием сообщает, что теперь России ни за что не увеличить ВВП в два раза. Третий вообще утверждает, что страна теперь никогда не войдет в клуб цивилизованных держав.

Понятно, для того, чтобы люди с репутацией, - по крайней мере, официальной, - писали очевидную глупость, должны быть определенные и весьма немаленькие стимулы. На отбеливание монстра черного золота ежегодно тратятся десятки миллионов долларов. После визита главы ЮКОСа в США ожидается, что в ближайшее время на защиту олигарха встанут газеты самых разных стран мира.

Впрочем, специалисты ЮКОСа не зря едят свой хлеб - в попытках доказать якобы заказной характер уголовных дел они проявляют просто чудеса изобретательности. Так, их последним ноу-хау стало публичное самобичевание в прессе. В редакции некоторых центральных газет начали веером заносить резко критические статьи о ЮКОСе, которые ходоки просят разместить "на правах рекламы". Для чего это делается - понятно.

Если бедный ЮКОС разносят в пух и прах за деньги, всем должно стать очевидно, что акция против нефтяного гиганта носит исключительно заказной характер. В четверг газета "Ведомости" уже написала о том, что в их рекламный отдел обратилось одно из ведущих российских PR-агентств с просьбой поместить на рекламной основе письмо депутата Госдумы, попросившего генпрокурора Устинова дать правовую оценку налоговым и иным финансовых нарушениям ЮКОСа. Пресс-секретарь агентства в ответ на звонок не подтвердил, но и не опроверг эту информацию. Впрочем, при этом он добавил: "А почему, собственно, нам не работать с "ЮКОСом"? Ребята там очень оригинально мыслят и принимают нестандартные решения. Мы не можем не приветствовать такой стиль работы". Последним таким "решением" была попытка разместить в некоторых СМИ практически слово в слово перепечатку из центральной газеты - одной из немногих, которая осмелилась усомниться в существовании политического заказа против ЮКОСа.

Замысел и здесь вполне понятен: попытаться доказать, что злобные пиарщики не только пишут "гадкие" тексты, но даже не утруждают себя переписыванием отдельных абзацев. Бедный, бедный ЮКОС, - как, мол, его одолели супостаты-пиарщики и "плохие" следователи!

Когда-то умом, честью и совестью нашей эпохи была КПСС. Теперь на смену им пришли другие четыре гордые буквы - ЮКОС. С той лишь разницей, что партийные пропагандисты советских времен не годятся нынешним и в подметки. Сергей Нелюбин

ДНИ в Telegram