ЮКОС ответит за старые долги

Арест председателя совета директоров ЗАО МФО "Менатеп" Платона Лебедева, ближайшего сподвижника Михаила Ходорковского, а затем и долгий допрос в Генеральной прокуратуре самого олигарха, вызвали в обществе много пересудов, на разного рода отстраненные темы, вроде: "нельзя быть богатым и здоровым". Много было высказано версий и о том, что интерес прокуратуры к Ходорковскому вызван якобы его излишней политической активностью. А вот претензии самой прокуратуры к олигарху почему-то остались в стороне. Тем не менее, уголовное дело в рамках которого Михаил Ходорковский был вызван на допрос было возбуждено прокуратурой Москвы еще в 2000-м году и ущерб государства по нему оценивается минимум в 120 миллионов долларов.

Поводом к возбуждению уголовного дела тогда послужили материалы проверки сотрудниками УБЭП ГУВД Москвы и ГУБЭП МВД, проведенной по поручению правительства фактов незаконного отчуждения в ноябре 1998 года акций ОАО "Томскнефть ВНК".

Проверками было установлено, что в ноябре 1998 года исполняющий обязанности руководителя "Восточной нефтяной компании" Рамиль Бурганов передал ряду иностранных компаний ценные бумаги ряда российских компаний, внесенных государством в уставной капитал ОАО "ВНК". Сделки были совершены в нарушение устава общества, то есть без необходимого разрешения со стороны совета директоров или собрания акционеров ВНК. В результате акции ОАО "Томскнефть ВНК", ОАО "Ачинский нефтеперерабатывающий завод ВНК", "Томскнефтепродукт", "Хакаснефтепродукт" и ряда других АО, принадлежащие государству, оказались в руках иностранцев, а сама ВНК приобрела в обмен акции ОАО "НК "ЮКОС".

Однако не прошло и месяца после совершения этого обмена, как г-н Бурганов, вновь, используя свое служебное положение, совершает растрату и акции ЮКОСа из собственности "ВНК" переходят самому ЮКОСу и зависимых от него коммерческих организаций. Таким образом, государство фактически лишилось обеспечения своей доли в уставном капитале ОАО "ВНК" и понесло ущерб на сумму 1,3 миллиарда рублей.

Кстати, в процессе расследования, в целях обеспечения государственных интересов, следствие вернуло незаконно отчужденные активы ВНК, которые тот же ЮКОС купил на торгах год назад почти за семь миллиардов рублей. Г-н Бурганов с июня 2001 года находится в розыске.

Впрочем, хищением акций дело ВНК не ограничивается. Летом того же 2000-го года материалы дела дополнились результатами проверки налоговых платежей ОАО "Томскнефть ВНК" УФСНП России по Томской области. Проведенная налоговой полицией проверка выяснила, что только за май 99-го года ОАО "Томскнефть ВНК", ОАО "НК "ЮКОС" и ряд аффилированных с ним структур не заплатили налогов на сумму почти в 80 миллионов долларов. Для ухода от налогов эти компании использовали векселя неплатежеспособного банка "Менатеп".

Схема использования неплатежеспособных банков для проведения налоговых платежей стала активно использоваться российскими компаниями после кризиса в августе 98-го. За взятки организации получали справки о том, что якобы перечислили налоги через эти банки, на деле не перечисляя ни копейки. В иных случаях в подобных банках за копейки приобретались векселя на огромные суммы, которые организация и просила банк зачислить в качестве налогового платежа. Получить же что-либо от неплатежеспособного банка государство было просто не в состоянии. История закончилась тем, что МНС, оказалось, вынуждено принять инструкцию со списком банков перечисление налогов, через которые просто запрещалось.

Аналогичным образом ЮКОС, ОАО "Томскнефть ВНК" и другие компании осуществляли свои налоговые платежи, используя векселя "Менатепа". Только в период с 14 по 17 мая 99-го года ОАО "Томскнефть ВНК", якобы перечислило в бюджет 1,049 миллиарда рублей, ЮКОС по этой схеме не заплатил бюджету 1,6 миллиарда рублей, еще на несколько миллионов рублей векселями "Менатепа" воспользовались некоторые дочки ЮКОСа. Общий ущерб государству, по материалам проверки, составил около 80 миллионов долларов.

Причем, в ходе проверки специалисты ГУ ФСНП России по Сибирскому федеральному округу сделали вывод о том, что действия руководителей названных компаний были скоординированы и направлены непосредственно на уклонение от уплаты налогов.

Пожалуй, в этом трудно сомневаться, учитывая, что Михаил Ходорковский в это время был руководителем и НК "ЮКОС" и банка "Менатеп", и не мог не знать, что налоговые платежи своей нефтяной компании он производит векселями своего неплатежеспособного банка.

То же касается и руководителей ОАО "Томскнефть ВНК", кадровая и финансовая политика, которого контролировалась ЮКОСом на правах головной компании. Действительно, следствию удалось установить, что управляющий "Томскнефть ВНК" Логачев и главный бухгалтер предприятия Буйлова знали о неплатежеспособности "Менатепа", и, тем не менее, проводили налоговые платежи через этот банк.

Очевидно, теперь следствие подошло к своей заключительной фазе, и теперь прокуратуре, видимо, осталось лишь установить, как Михаил Ходорковский будет рассчитываться по своим старым долгам с государством за "ЮКОС" и его дочек.

Подпишись в Telegram