Касьянов согласился на частные нефтепроводы

В позиции правительства по вопросу частных нефтепроводов произошел крутой поворот – Михаил Касьянов, ранее категорически настаивавший на том, что экспортные трубопроводы могут быть только государственными, на вчерашнем заседании правительства сказал, что государству владеть всеми трубопроводами не обязательно. Главное, чтобы правительство могло контролировать их работу – против чего нефтяники по большому счету не возражают.

Касалось это прежде всего проекта трубопровода из Западной Сибири в Мурманск. Проект ориентировочной стоимостью 3,4-4,5 млрд долларов продвигают пять крупнейших российских нефтяных компаний - ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК, "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз". Трубопровод до незамерзающего глубоководного Мурманска позволит нефтяникам выйти на американский рынок, до сих пор остававшийся на периферии их внимания.

До последнего момента шансы нефтяников отстоять этот проект в правительстве казались не слишком хорошими. Противилась его реализации "Транснефть", которая, во-первых, боится потерять монополию, а во-вторых, продвигает на Северо-Западе свою Балтийскую трубопроводную систему. Касьянова, как было сказано выше, также беспокоила перспектива утери контроля над экспортной трубой.

Посему, отмечают "Ведомости", "в материалах Минэнерго к заседанию подробно говорилось о расширении БТС до 50 млн т. О мурманском же проекте говорилось вскользь".

Однако на самом заседании глава Минэнерго Игорь Юсуфов превратился в горячего сторонника Мурманского проекта. Выяснилось, что с БТС он не конкурирует, а обойтись без новых трубопроводов при нынешних темпах роста добычи нефти нельзя. На строительство новых трубопроводов денег у государства нет, так что без привлечения частных инвесторов не обойтись.

Его поддержали министр транспорта Сергей Франк и мурманский губернатор Юрий Евдокимов. Противников же трубопровода, как выяснилось, вообще нет – даже глава "Транснефти" Сергей Вайншток на встрече с президентом Владимиром Путиным согласился, что идея интересная: "Мы не можем беспредельно наращивать мощности БТС. И если останется свободная нефть, нужно будет строить новую трубу до Мурманска" ("Коммерсантъ").

В числе воздержавшихся оказался только профильный вице-премьер Виктор Христенко, который заметил, что с окончательным решением надо бы подождать утверждения энергетической стратегии до 2020 года, которая уточнит прогноз добычи нефти.

Как полагает "Коммерсантъ", судьбу трубопровода буквально в последний момент решил Владимир Путин: "положительное решение о судьбе мурманского нефтепровода было принято буквально 14 апреля - во время последней встречи президента Владимира Путина с премьером Михаилом Касьяновым.

Во всяком случае, в материалах, представленных Минэнерго ко вчерашнему заседанию правительства, мурманский маршрут одобрен не был. Не говорилось о новом экспортном нефтемаршруте и в проекте протокольного решения правительства".

Пресса о решении правительства говорит с осторожностью, ссылаясь на то, что относительно наличия нефти для загрузки нефтепровода полной ясности нет ("Время новостей", "Коммерсантъ", "Независимая газета"), и что после победы в Ираке российская нефть Америке может и не понадобиться ("Коммерсантъ").

Неясным остается, как будут взаимодействовать нефтяники, "Транснефть" и правительство при строительстве и эксплуатации трубопровода. И вообще, пока принято решение только по подготовке технико-экономического обоснования нового экспортного маршрута, а появится он в итоге или нет – еще вопрос.

ДНИ в Telegram