Для Путина коррупция не то, что для РСПП

Вчера состоялась шестая встреча Путина с олигархами, посвященная борьбе с коррупцией. Обе стороны сошлись на том, что проблема серьезная, но в то же время, "олигархи поговорили с президентом, что называется, на разных языках". Мало того, президенту "пришлось слушать, как олигархи с азартом подставляют друга друга, исповедуются и каются". Основной докладчик – глава "Северстали" Алексей Мордашев, пожаловался на то, что государство расползается и оттого слабеет, расставляя при этом рогатки для предпринимателей. Для примера Мордашев обратился к опыту некоего своего товарища, который открывает магазин и обнаружил, что для этого нужно собрать 137 подписей.

Неплохо было бы, отметил докладчик, сократить их число до 10-12. Президент вроде бы согласился, но решил, что подписей должно быть 20, оговорившись, что это как-то примитивно.

Интереснее получилось с выступлением владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского, который для примера сравнил конкурс в Налоговую академию и профильный для нефтяников Губкинский институт: "Посмотрите, в Институте Губкина конкурс - два человека на место, а зарплата по окончании этого вуза - $450-500. А в Налоговой академии конкурс – пять человек на место, а стартовая зарплата - $150".

Еще один удачный пример – покупка государственной "Роснефтью": "Вот возьмем, например, покупку "Роснефтью" "Северной нефти". Все считают, что эта сделка имела, так сказать, дополнительную подоплеку... Здесь присутствует президент "Роснефти" -- не знаю, подтвердит ли он это?" ("Коммерсантъ").

В итоге президенту пришлось отдуваться и за Налоговую академию, и за "Роснефть" - госкомпании ведь тоже надо наращивать запасы. "А некоторые компании, как ЮКОС, например, имеют свои сверхзапасы, и вот вопрос: как она их получила?", - задался вопросом Владимир Путин.

Что же касается налоговой академии, то президент к месту вспомнил, что у самого Ходорковского были проблемы с налогами: "Да, вы их решаете, но ведь почему-то они возникли... Так может быть, поэтому конкурс в Налоговую академию пять человек на место?".

В общем, разговор как-то не заклеился. Президент вроде бы соглашался с предпринимателями в том, что с коррупцией надо что-то делать, но при этом формулировал свои мысли несколько туманно: надо сделать так, чтобы законы было легче соблюдать, чем обходить, а карательными мерами ничегорешить не получится.

Столь же общие слова со стороны членов РСПП ему нравились гораздо меньше, а если дело доходило до конкретных вопросов, то оказывалось, что президент и предприниматели смотрят на них очень по разному. В итоге встреча получилась самой невнятной из всех. Вряд ли это свидетельствует о кризисе жанра коллегиального обсуждения проблем президента с предпринимателями – просто тему выбрали не слишком удачную.

ДНИ в Telegram