Минфин припрячет триллион, чтоб был

Минфин внес в правительство свою концепцию стабилизационного фонда, предложенную Владимиром Путиным в бюджетном послании еще 2001 года. Отстоять ее перед премьером Алексею Кудрину будет непросто, отмечает пресса. Стабилизационный фонд должен быть создан с 1 января будущего года. В него будут перечислятся средства от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также часть налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого с цены выше 18,5 долларов за баррель. Плюс к тому остатки финрезерва. В общей сложности объем стабилизационного фонда должен составить 1,1 трлн рублей – 8,7% ВВП, которые планируется насобирать в течение 4-5 лет, и только после этого правительство сможет запустить туда руку. Объем требуемых накоплений определен исходя из возможности покрытия в течение трех лет финансового разрыва бюджетной системы, образующегося при цене на российскую нефть $12 за баррель.

Вокруг вопроса, когда и по каким поводам запускать руку в стабилизационный фонд, скорее всего, и будут самые жаркие споры. Минэкономразвития и Касьянов хотят использовать стабфонд для снижения налоговой нагрузки, Минфин считает, что использовать средства фонда можно только на досрочное погашение госдолга и важнейшие структурные реформы – налоговая к ним, по мнению Кудрина, не относится, а также на затыкание бюджетных дыр, если нефть слишком сильно обвалится.

"Коммерсантъ" пришел к выводу, что, "оказывается, правительство создает стабфонд для того, чтобы использовать его в предвыборных целях - реформу ЖКХ пока собираются проводить не в 2008, а в 2004 году". Предположение, вообще говоря, сомнительное – вряд ли с начала 2004 года в фонде наберется достаточно денег, чтобы что-то серьезное на них сделать.

Скорее это свидетельствует о весьма скептических оценках Минфина в отношении сроков структурных реформ – заначка эта если и будет востребована, то скорее на президентских выборах 2008 года.

"Известия" отмечают, что под контроль законодателей, как это принято, например, в Норвегии, Минфин отдавать фонд не собирается – парламенту Минфин готов доверить только законодательное утверждение направлений расходования средств, а оперативное управление оставить за собой.

Так что это вообще не стабилизационный фонд, а новое издание финрезерва. "Коммерсантъ" выражает сомнение в том, что депутаты согласятся "поддержать инициативу правительства, по существу состоящую в том, чтобы сократить федеральный бюджет примерно на треть и передать эту треть ему, правительству".

"Ведомости" полагают, что лучше бы депутатам на это не соглашаться: "Управление "прообразом" фонда - финансовым резервом показало, что Минфин с такими задачами справляется не лучшим образом… Зачем фонду такой большой "базовый" размер? Будет ли он когда-либо достигнут, если учесть, что на это потребуется 3 - 4 года благоприятной конъюнктуры?

И главное, как фонд защитит всю экономику, которая зависит от конъюнктуры не меньше, чем бюджет?… краеугольным камнем реформы, которая помогла бы избавиться от причин нефтяной зависимости, является снижение налогов. Которого не будет, пока Минфин не соберет в свой хедж-фонд 8,7% ВВП".

ДНИ в Telegram