Путин продлил "Газпрому" жизнь

Владимир Путин, не поленившийся прийти на посвященный 10-летию "Газпрома" концерт, сделал менеджменту компании роскошный подарок, заявив: "Государство как крупнейший акционер "Газпрома" будет настаивать на снижении издержек и на повышении эффективности деятельности компании, но никаких планов расчленения или разделения не поддержит". "Коммерсантъ" полагает, что все точки над "i" таким образом расставлены: "Заявление президента прозвучало буквально накануне совещания правительства, на котором должен обсуждаться вопрос реформирования газовой отрасли. Теперь нет сомнений в том, что премьер-министр Михаил Касьянов отвергнет предложенный Минэкономразвития проект реформирования "Газпрома", предусматривающий выделение из структуры естественного монополиста транспортной и диспетчерской составляющих… В Белом доме, похоже, не ожидали такого от президента - премьер вчера заявил, что совещание состоится не в феврале, как планировалось, а в марте".

Но при всей однозначности заявления Путина пресса и аналитики пытаются оставить за собой поле для интерпретаций - в том числе неблагоприятных для "Газпрома". "Ведомости" указывают, что ложка дегтя у президента для "Газпрома" тоже нашлась. "Непрозрачность "Газпрома" может серьезно сказаться на привлечении инвестиций в эту отрасль".

МЭРТ, судя по всему, настроено трактовать слова Путина в удобном для себя смысле: "Путин, очевидно, против создания компаний по сбыту и транспортировке, отдельных от "Газпрома", но возможно учредить как отдельное юридическое лицо газотранспортную компанию, которая будет находиться в составе "Газпрома", но у которой будут отдельные счета. И тогда легче будет вести раздельный учет затрат", - объяснил газете один из чиновников министерства. То есть начать планируемую министерством реструктуризацию компании вроде как и можно.

"Время новостей" обратило внимание на "экспромт" президента, сказавшего в том же выступлении, что "сейчас никакие реорганизации без осмысленной позиции государства и самого "Газпрома" невозможны". По мнению газеты, это "фактически подтверждает, что на самом деле реформирование компании вполне возможно, а поскольку "государство внимательно следит за состоянием дел в компании", - неизбежно.

Так что говорить о безоговорочной победе главы "Газпрома" Алексея Миллера над оппонентами в лице министра экономразвития Германа Грефа не стоит".

Причем, если "Коммерсантъ", рассказывая о состоявшейся в пятницу коллегии Минэнерго, обращает внимание на перенос рассмотрения реформы "Газпрома" с февраля на март, то "Ведомости" и "Время новостей" предпочли сконцентрироваться на том, что ранее не вмешивавшийся в споры о реформировании газовой отрасли министр энергетики Игорь Юсуфов вдруг обрушился с критикой на сопротивление менеджмента компании реструктуризации: "К сожалению, наши предложения не находят поддержки менеджмента "Газпрома", который сопротивляется проведению реформ. Мы будем формулировать свои предложения напрямую правительству".

Правительство в лице Михаила Касьянова Минэнерго поддержало: "Многие в частном бизнесе уже считают опасным отсутствие конкурентной среды на внутреннем рынке газа… отсутствие конкуренции может стать фактором замедления экономического роста в стране".

А от себя лично "ВН" и "Ведомости" добавили негатива насчет финансового положения "Газпрома", сведения о котором были обнародованы как раз во время праздничного концерта. Прибыль концерна оказалась гораздо ниже ожидавшейся: в третьем квартале прошлого года она снизилась в четыре раза - с 809 млн до 220 млн долл. Особо отмечается, что причиной снижения прибыли стала не плохая конъюнктура, а высокие расходы компании (читай - плохое управление).

"Время новостей" к тому же опубликовало статью за подписью бывшего замминистра энергетики Владимира Милова, который раскритиковал и нынешнее состояние отрасли ("наиболее нерыночная сфера среди всех естественных монополий страны"), отсутствие продвижения в ее реформировании и, естественно, лично г-на Миллера, у которого нет "какой-либо внятной экономической программы развития компании".

В общем, если Миллер рассчитывал, что слово президента вопрос о судьбе "Газпрома" и его начальника закроет, он, похоже, просчитался.

Подпишись в Telegram