Юкос не ждут в Литве

Выход крупнейших российских компаний на европейские рынки, приобретение здесь новой собственности, принес им не предсказуемые последствия. Западная пресса стала живо интересоваться тем как эти компании ведут свой бизнес у себя на родине – в России. И то что местные журналисты узнают о российских олигархах уже заставляет их поднимать вопросы чуть ли не о национальной безопасности своих государств.

Влиятельная литовская газета "Республика" опубликовала на днях журналистское расследование посвященное акционерной войне, которую ведет нефтяная компания "ЮКОС" в Самарской области.

Здесь региональные менеджеры ЮКОСа решили приобрести контроль над металлургическим заводом "Росскат". Металлургические предприятия никогда не являлись профильными для нефтяников, тем более, что руководство нефтяного гиганта открыто заявляет о необходимости избавления от непрофильных активов.

Исходя из этого, пишет "Республика", трудно понять, зачем самарским менеджерам ЮКОСа понадобилось направлять колоссальные средства акционеров на покупку "Росската".

Кроме того, нефтяники могут быть заинтересованы лишь в 5% от общего объема продукции нефтегорского завода - именно такую долю производства занимают кабели для нефтепогружных насосов, а остальное составляет неинтересная для ЮКОСа медная катанка.

Да и с точки зрения транспортировки продукции завод расположен из рук вон плохо – в 70 километрах от ближайшей железнодорожной ветки. Таким образом об инвестиционной привлекательности "Росската" для нефтяников говорить не приходится.

Тем не менее, компания, а точнее, ее "дочка", фирма "Русские инвесторы" сейчас занимается активной скупкой акций завода, при этом сумма затрат уже достигла нескольких миллионов долларов.

Как пишет "Республика", к началу этого года доля "дочки" ЮКОСа, компании "Самарнефтегаз" в капитале "Росската" составляла 14 %, еще 32% принадлежали ТНК, двадцатью четырьмя процентами владел обанкротившийся "Инкомбанк", а 22% находились в собственности металлургической компании "Цветметсервис".

По странному стечению обстоятельств, акции, принадлежащие единственному профильному акционеру – "Цветметсервису", были заблокированы судебными решениями по искам "Самаранефтегаз" и некоего миноритарного акционера Владимира Сергеевича Альбакринова (бывшего главного энергетика "Самаранефтегаза").

Из-за этого оставшиеся акции резко выросли в цене, чем не преминула воспользоваться ТНК, продав свой пакет в непрофильном заводе ЮКОСу.

По утверждению "Республики", в прошлом году ТНК готовы были продать 32% акций за 800 тысяч долларов, но с компании Михаила Ходорковского удалось получить аж 2,5 миллиона, что не могло не порадовать продавца и не огорчить топ-менеджмент компании-покупателя. Тем не менее консолидировать контрольный пакет в своих руках региональным менеджерам ЮКОСа не удалось, а потому, пишет "Республика", было принято решение о выкупе 24-процентного пакета акций "Росската" у почившего в бозе "Инкомбанка".

Причем его цена может оказаться еще выше, чем в случае с пакетом ТНК, ведь речь идет о покупке контрольного пакета. По мнению литовских журналистов, действия региональных менеджеров ЮКОСа по скупке по завышенным ценам непрофильных активов, могут говорить об их стремлении улучшить собственное благосостояние за счет акционеров.

И скорее всего, скупка ведется для того, чтобы потом выгодно "загнать" ненужный завод тому же "Цветметсервису", для которого он является стратегически важным. А повышение прозрачности и защита прав миноритариев, про которую постоянно говорят топ-менеджеры компании, оказывается не более, чем мыльным пузырем.

Литовские журналисты не задаются целью провести глубокий анализ перспективности сделки менеджеров "Самаранефтегаза, хотя и считают, что продать с прибылью пакет акций приобретенный за 5 миллионов долларов будет проблематично, учитывая, что ТНК пять лет искала покупателя на более дешевый пакет акций "Росската".

В "Республике" задумались о другом: чем грозит Литве приход ЮКОСа, который претендует здесь на контроль над Мажейкяйским нефтеперерабытывающим заводом.

Сделки самарских менеджеров, снижающие капитализацию компании за счет приобретения непрофильных активов, находятся в вопиющем противоречии с намерениями Михаила Ходорковского сделать ЮКОС финансовым и организационно прозрачным и избавить его от нерентабельных производств.

Означает ли это противоречие, что Ходорковский не контролирует региональных менеджеров, и они делают, что хотят даже в ущерб компании? Или сам Ходорковский не совсем честен в своих выступлениях? А юридические изыски самарского менеджмента - с тенью г-на Альбакринова? Так или иначе, но не случится ли в Литве тоже самое, что и в Самарской области, не станет ли и здесь ЮКОС захватывать непрофильные предприятия для последующей перепродажи, -- спрашивают журналисты "Республики".

И наслышанные о традициях современного русского капитализма ни чего хорошего от прихода ЮКОСа в Литву не ждут.

ДНИ в Telegram