Самые скандальные выставки в России

Фрагмент картины "Крик" Эдварда Мунка. Фото: общественное достояние
В последние дни в культурной среде обсуждают лишь одну новость – закрытие выставки известного американского фотографа Стерджеса. Дни.Ру предлагают вспомнить, какие еще экспозиции в нашей стране спровоцировали невиданные скандалы.

"Босх. Ожившие полотна" (март 2016 года)

Федеральная антимонопольная служба в августе этого года оштрафовала центр дизайна Artplay за постеры, рекламирующие выставку Иеронима Босха. На плакатах были изображены фрагменты известной работы художника "Сад земных наслаждений". Как выяснилось, в марте в ФАС пожаловался один из столичных жителей, назвав изображения "возмутительными и непристойными". В Artplay отнеслись к ситуации несерьезно и разместили на своей странице в Facebook своеобразную шутку: новый макет постера, на котором все интимные места персонажей закрыты черными прямоугольниками. Через пять месяцев ФАС вынесла окончательное решение, оштрафовав центр на 100 тысяч рублей. Искусствоведы столицы были возмущены столь абсурдным инцидентом, но история не получила никакого продолжения. Лишь научила дизайнеров быть более осторожными.


"Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения" (январь 2016 года)

Большинство москвичей помнят небывалый ажиотаж и километровую очередь в центре города. Желающие увидеть полотна Серова периодически падали в обморок, обращались за медицинской помощью в связи с переохлаждением и устраивали мелкие потасовки. Но самый яркий инцидент, который работники Третьяковки запомнят надолго, случился незадолго до окончания выставки. Любители искусства не на шутку перепугались, что так и не увидят творения кисти известного мастера. И дружной толпой сорвали с петель входные двери музея.

Фото: GLOBAL LOOK press/Komsomolskaya Pravda
Фото: GLOBAL LOOK press/Komsomolskaya Pravda


"Скульптуры, которых мы не видим" (август 2015 года)

В тот раз верующие весьма агрессивно вступились за свои права. Лидер православного движения "Божья воля" Дмитрий Цорионов, больше известный как Энтео, со своими соратниками ворвался на скульптурную выставку, проходящую в "Манеже", заявив, что выставка нарушает закон России "О защите чувств верующих". После этого молодые люди принялись крушить скульптуры и рельефы на религиозную тему. В экспозиции были представлены произведения 60-70-х годов прошлого века. Посетители выставки пытались спасти некоторые скульптуры, но у них ничего не вышло.

Дмитрий Энтео. Фото: vk.com/enteo
Дмитрий Энтео. Фото: vk.com/enteo


Выставка Марата Гельмана Icons (март 2013 года)

Тогда депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов заявил, что не допустит открытия выставки Icons крупного галериста Марата Гельмана. Он аргументировал свое возмущение тем, что экспозиция якобы способна оскорбить чувства верующих. "Большинство петербуржцев не хотят, чтобы наш город был осквернен и изгажен этой псевдохудожественной мазней", – добавил Милонов. Гельман никак не прокомментировал нападки чиновника и все-таки выставил свою коллекцию, состоящую более чем из 20 работ известных российских художников.

Марат Гельман. Фото: facebook.com/marat.guelman.9

Выставка авангардистского искусства в "Манеже" (декабрь 1962 года)

Казалось бы, во времена СССР и сопутствующей ему жесткой цензуры ни одна выставка, способная вызвать скандал, не имела шансов на существование. Но случались и промахи. На выставке в "Манеже" были представлены работы нескольких авангардистов студии "Новая реальность". Экспозиция даже имела определенный успех среди публики. Правда, до тех пор, пока в "Манеж" не явился сам Никита Хрущев. Осмотрев выставку три раза, он обратился к художникам с несколькими вопросами, после чего неожиданно взорвался. Хрущев кричал, не стесняясь в выражениях, а художников и вовсе обматерил.

Никита Хрущев. Фото: Фотохроника ТАСС

ДНИ в Telegram