Самые дорогие антикварные книги в России

Фото: GLOBAL LOOK press/Helmut Meyer zur Capellen
Букинистический рынок в России не раз доказывал свою устойчивость к перепадам в экономическом климате, а редкие издания неизменно остаются одними из самых надежных объектов инвестирования. Цену же на те или иные букинистические редкости по-прежнему определяет их уникальность и "ненаходимость". Но есть и свои сезонные особенности – когда по тем или иным причинам вдруг "выстреливают" определенные темы. Какие – Дни.Ру узнали у экспертов аукционного Дома "Литфонд".

В этом году громкими оказались торги с прижизненными изданиями Тараса Шевченко. Во всех торговых сессиях, где были представлены экземпляры его произведений, непременно находились покупатели, готовые дать за них весьма высокую цену. К слову, самым дорогим лотом за все время существования аукционного Дома стал "Кобзарь", изданный в 1840 году. При старте в 2,5 миллиона рублей этот редкий экземпляр поэмы был продан за 11 миллионов рублей. 

Позднее еще одно менее известное произведение Шевченко "Гамалия", изданное при жизни поэта, продали за 8,5 миллионов рублей. Издание 1844 года изначально эксперты оценили в 500 тысяч рублей, но в ходе торгов ее цена выросла в 17 раз. Также в топ-10 самых дорогих лотов вошла еще одна книга, связанная с именем этого украинского поэта. "Букварь южнорусский" 1861 года издания был продан 3,8 миллиона рублей при оценочной стоимости в 1,8 миллиона рублей.

Еще одной особенностью минувшего аукционного сезона стал повышенный интерес к изданиям, так или иначе связанным с запретными в разное время темами: сексом, подпольным игорным бизнесом и другими. Например, самыми неожиданными уходами, о которых говорит вся библиофильская Москва, стали недавние продажи монографии Магнуса Гиршфельда "Третий пол Берлина" и брошюры Бориса Алмазова "Тайны наших клубов". Первая из них, посвященная исследованию человеческой сексуальности, была продана за 1 миллион 750 тысяч рублей. Вторая – описание закулисной жизни азартных клубов в царской России – ушла с молотка за 2 миллиона рублей. На старте же эти издания оценивались в 30 и 45 тысяч рублей соответственно.

Фото: пресс-служба "Литфонд"
 

Ранее упоминаний о наличии этих редких изданий у кого-то из коллекционеров не встречались, и никто не мог предположить, что их появление вызовет такой ажиотаж на рынке. Однако уже во время аукциона появились люди, готовые предложить другие экземпляры. Так бывает, когда люди следят за торгами в зале или через Интернет и вдруг обнаруживают, что они владеют весьма востребованным раритетом.

Но аукцион – явление очень эмоциональное. Соревновательный пыл, азарт, адреналин... В ходе торгов все это срабатывает, а после человек оказывается не готов расстаться даже с половиной той суммы, которую озвучивали в ходе аукционной борьбы. Пожалуй, самой громкой историей этого года стала продажа библиофильской легенды – выпущенного в 1935 году в издательстве Academia и попавшего под каток цензуры романа Федора Достоевского "Бесы". В апреле этого года чудом сохранившаяся книга была продана в "Литфонде" за 3,4 миллиона рублей. А через месяц, после многочисленных упоминаний в СМИ, обнаружился счастливый обладатель еще одного экземпляра из этого тиража, сумма продажи которого на этот раз составила 2,1 миллиона рублей.

В топах продаж отдельного упоминания засуживают две уникальные коллекции, представляющие Серебряный век: полное собрание изданий Марины Цветаевой, вышедших из печати при ее  жизни, и двадцать девять собственных и переводных книг Николая Гумилева, а также сборников с публикациями поэта (семь из них – с автографами автора). Коллекция "Вся Цветаева" была продана за 8 миллионов рублей, а издания Гумилева – за 5,5 миллионов рублей.

Фото: пресс-служба "Литфонд"
 

Понятный интерес вызывают у коллекционеров эксклюзивные литературные артефакты. Один из самых дорогих лотов – рукопись сказки Алексея Ремизова "Тулумбас", а также письмо о ее продаже и двадцать акварелей и коллажей. Цена этой редкости музейного уровня составила 9,5 миллионов рублей.

В числе раритетов, по итогам продаж оцененных в два и более миллионов рублей, также рисунок Иосифа Бродского (автопортрет с изображением семьи Ардовых-Ольшевских), личный дневник Венедикта Ерофеева, автограф Максимилиана Волошина Андрею Белому, черновая рукопись перевода трагедии  Виктора Гюго "Марион Делорм", выполненного Анной Ахматовой.

Аукционы показывают, что библиофилы сохраняют интерес к старопечатным книгам XVII–XVIII веков. Так, в первом десятке списка самых дорогих лотов можно найти собрание русских сказок под редакцией Василия Левшина, издававшееся в Университетской типографии в 1780-1783 годах. При эстимейте в 1,5 миллиона рублей сохранившиеся тома продали за 8,5 миллиона рублей.

Первую книгу Александра Радищева, а точнее – сделанный им перевод сочинения аббата Де Мабли "Размышления о греческой истории" 1773 года издания, приобрели за 4,6 миллиона рублей (при оценочной стоимости в 1,6 миллионов). Старейшей же в рейтинге самых дорогих изданий стала книга "Иоанн Златоуст. Маргарит", изданная в 1595 году. Она была продана за 3,5 миллионов рублей, что превысило стартовую цену более, чем в два раза.

Еще одной заметной тенденцией на рынке в последнее время стал спрос на так называемые полочные экземпляры редких изданий: антикварная книга в отличном состоянии и с хорошо сохранившимся переплетом может стоить в десятки раз дороже менее безупречного образца из того же тиража. В целом же, залогом удачного инвестирования в сфере антикварных книг по-прежнему остаются знания и интуиция. 

ДНИ в Telegram