Гордон показал свою "Амазонку"

Екатерина Коваленко. "Амазонка". Фото: галерея pop/off/art
В центре современного искусства Винзавод в конце июня прошел традиционный Вечер вернисажей – почти во всех галереях открылись новые выставки. Посетителей собралось довольно много: художники и их друзья, кураторы, коллекционеры, галеристы, арт-критики и, как всегда, обычные, неподготовленные к восприятию актуального искусства зрители.

Нужны ли последние галеристу? Ждет ли он массового зрителя?  Не особо. Причина – в сути его деятельности. Галерея – это бизнес. Чтобы выжить необходимо продавать то, что выставляешь в своем пространстве. Нет продаж – нет жизни в галерее, за исключением, когда у ее владельца основной вид деятельности совершенно другой и дает возможность поддерживать свое детище на плаву. Поэтому галеристу нужен, в первую очередь, платежеспособный зритель, который любит современное искусство и понимает его, хотя и последнее необязательно. Это коллекционер.

А что делать массовому зрителю, когда он хочет быть ближе к прекрасному и непонятному ему современному искусству, целенаправленно идет на выставку или вообще посещает ее за компанию? Думать, анализировать или не приходить.

Предметы искусства существуют только в наших глазах, глазах их ценителей в тот момент, когда мы на них смотрим. Искусство всегда субъективно. Руководствуйтесь этим правилом, когда попадаете в арт-галереи. Важно, что хочет сказать автор, экспонируя свое произведение, но это не всегда работает с современным искусством – оно сложное порой, и каждый видит в нем то, что видит. Массовый зритель не задерживается в арт-галерее более пяти минут. Как правило, в первую минуту он испытывает шок, недоумение и отторжение, но если приходит желание понять и само понимание увиденного, то контакт налажен. Если нет – не возвращайтесь, идите за эстетикой в Третьяковку.

Денис Строев. Матка. Предоставлено галерей pop/of/art.

Одна из успешных московских галерей pop/off/art, сменившая недавно свою локацию на Винзаводе, представила групповую выставку московских художников в рамках параллельной программы V Московской биеннале молодого искусства. Тема биеннале в этом году – "Глубоко внутри". Это как-то сразу вспоминается, глядя на представленную в галерее работу Дениса Строева "Матка". И это не пчелиная матка глубоко внутри улья. Но и та самая матка как-то на ум не приходит. Ты видишь что-то абстрактное в золотом цвете, аккуратно отлитое, довольно большое творение интересной формы. Если не читать название и иметь материальную возможность покупать современное искусство, то такое произведение было бы хорошим пополнением коллекции и могло бы украсить любой дом и офис. Очевидно, что не каждый осмелится овладеть огромной золотой маткой.  Однако, если это выставляется в галерее pop/off/art, стоить в перспективе будет дорого – хорошая инвестиция.

"Останки" художницы Деспины Флессы из Греции представляют собой четко уложенные на полу объекты из глины и графита, которые напоминают скелет некоего животного. Все это она вручную раскрасила карандашом – какая кропотливая работа.  Но покупать в личную коллекцию желания не возникло, если только в музейную.

Деспина Флесса. Останки. Предоставлено галерей pop/of/art

Но открытием вечера оказался все-таки Денис Строев. Привлек внимание многих гостей галереи его необычный арт-объект – шашка казака с почти дюжиной свисающих по всей длине лезвия колокольчиков. Выглядит отлично, непривычно и вызывает улыбку, которая потом правда резко превращается в оскал – это "Мудозвон". Первое, что приходит в голову – казаки которые пару лет назад ломились в это помещение, чтобы закрыть резонансную выставку (pop/off/art переехала именно сюда, в пространство бывшей галереи скандального Гельмана). Думается, автор имел ввиду, что любой, кто носит оружие, именно так и называется. Куратор выставки, Александр Плюснин объяснил собравшимся, что название работы продиктовано тем, что обладатель оружия играет с ним и борется одновременно. Не очень понятно, но, надо признаться, красиво. В этом действительно есть какая-то магия и хочется, чтобы дома на одного "Мудозвона" стало больше. Приобретать в коллекцию? Да.

Денис Строев. Мудозвон. Предоставлено галереей pop/off/art

Казаки вспомнились не случайно, приходили они тогда с Энтео – защитником чувств верующих. Давно он не посещал выставки современного искусства, а зря. Работу Матвея Крылова "Распятие" он бы оценил. Никакого оскорбления чувств – просто кожаная перчатка, прибитая к стене огромным золотым гвоздем или чем-то его напоминающим. Гвоздь сидит глубоко внутри. Неоднозначная работа, вызывает смешанные чувства, не отталкивает, но внутреннее возмущение не покидает.

Нельзя не заметить (в первую очередь из-за гигантских размеров) работу Екатерины Коваленко – "Амазонка". Ощущение в первые минуты – "кто привез это из Пушкинского"? Катя создала из пластикрита (легкого материала, который не впитывает воду) хорошую альтернативу известным древнеримским скульптурам. Она сделала это красиво, эстетично и масштабно. Хочется ли приобрести "Амазонку"? Очень. Но поздно, в 2015 году это сделал Александр Гордон – работа из его личной коллекции.

Денис Строев. Распятие. Предоставлено галереей pop/off/art

Кстати, выставка называется "Гелиогабал". В период своего правления этот римский император славился особой жестокостью и любовью к излишествам. Куратор проекта попытался провести параллель между бесчинством того времени и тем, что сейчас происходит в современном обществе. Удалось ли ему это, и кто же все-таки такой "Мудозвон наших дней", остается только догадываться.

ДНИ в Telegram