На ближайшие три недели лондонский Ковент-Гарден принадлежит нашим балетным звездам. Таблички и указатели переведены на русский, а преподаватели в классах и гримеры те же, что в Большом театре. Его коллектив приехал в столицу Соединенного Королевства на юбилейные гастроли. Они посвящены 60-летию первого выезда театра за рубеж.
Тогда это было скорее политическое решение. Дело в том, что в 1956 году Британия переживала Суэцкий кризис, а Советский Союз вторгся в Венгрию. К тому же в разгаре был скандал с английскими шпионами Берджессом и Маклином, поэтому отношения между Москвой и Лондоном были непростые. И идея отправить в Англию главный советский театр казалась многим фантастическим вплоть до того, как самолет с артистами сел в Британии. Но не в Лондоне. Из-за метеоусловий он совершил посадку на американской военной базе на Британском побережье. И изможденных долгим перелетом артистов еще несколько часов не выпускали из самолета, пока не прибыл советский консул и не приехали автобусы. До выхода на сцену оставалось менее двух суток…
Каково же было удивление наших актеров, когда утром следующего дня приехали на репетицию и увидели, что площадь перед театром сплошь заполнена людьми. Они в тот промозглый октябрьский день сидели перед кострами, спали на газетах, читали, завернувшись в пледы. Это были балетоманы, которые надеялись купить билет и в очередях в кассу проводили по несколько дней и ночей. В Москве не продают стоячие билеты. Но Ковент-Гардене зрители стояли в проходах между рядами, сидели перед оркестровой ямой, свисали с балконов.
Хореограф Марина Кондратьева решила в первую очередь показать лондонскому зрителю прокофьевскую пьесу "Ромео и Джульетта" – шел юбилейный шекспировский год. В тех гастрольных выступлениях была занята легендарная Галина Уланова, которая запомнилась английской публике именно в роли шекспировской героини. Улановой было уже 46 лет, но ее Джульетта стала для британцев эталонной. После спектакля зрители вызывали ее на поклон несчетное количество раз! А один балетный критик подсчитал, что овации продолжались 45 минут.
О тех первых гастролях Большого театра Николай Цискаридзе позже скажет, что "мы" научили "их" танцевать классику.
Нынешние же гастроли Большого в Лондоне откроются "Дон Кихотом" Минкуса. Затем Большой театр представит свою "визитную карточку" – "Лебединое озеро" Чайковского. В афише также значатся "Корсар" и хит советской эпохи – "Пламя Парижа". Завершит же программу гастролей балет "Укрощение строптивой", поставленный для труппы французским хореографом Жаном-Кристофом Майо.