Как светская львица соблазнила продавщицу

Кадр из фильма "Кэрол"
Одна – самая роковая из женщин, стареющая и скучающая светская львица. Другая – робкая серая мышка, работающая продавцом. Их историю любви больше полувека назад описала в романе "Цена соли" писательница Патриция Хайсмит, а режиссер Тодд Хейнс решился ее экранизировать. Фильм "Кэрол" вышел на российские экраны 10 марта, но вряд ли будет успешен в прокате. Почему – разбирались Дни.Ру.

Что может быть дальше от российского зрителя, чем кинолента об однополой любви двух презирающих общественные предрассудки женщин в холодных тонах почти без диалогов и с Нью-Йорком 50-х годов в главной роли? Почти ничего. Судя по всему, это понимают и прокатчики. В России лента выходит на несколько месяцев позже, чем в большинстве стран. Здесь лидеру по числу номинаций на премии "Золотой глобус" и BAFTA грандиозный зрительский успех вряд ли светит.

Если уж кому и понравится "Кэрол", так это фотографам, дизайнерам и портнихам (костюмы для фильма вручную шила трехкратная обладательница "Оскара" Сэнди Пауэлл). Главное достоинство картины, безусловно, – визуальная часть. В нее здесь вложено не меньше стараний, любви и кропотливого труда, чем в костюмированные сериалы ВВС. "Картинка" завораживает. Серо-зеленый туман, крупные капли на лобовом стекле, сигареты, сигареты, сигареты. Все это расплывается в зернистости – фильм снят на 16-миллиметровую пленку. На фоне растущего города с его узкими улочками и стеклянными фасадами магазинов студенты в безразмерных клетчатых пальто с черно-белыми газетами наперевес толкуют о новой жизни.

Оператор Эдвард Лахман говорит о многослойной композиции, внимании к мелочам и исторической достоверности: в интерьерах, нарядах и даже в красках картин на стенах. Зритель видит тягучие темные тона и погружается в атмосферу неопределенности. Значение цвета в художественном произведении по этой ленте можно изучать так же прямолинейно, как по романам Достоевского. От модных универмагов с вымуштрованными сотрудниками веет болотно-зеленой и желтой скукой. Дорогие рестораны, богато украшенные коричневым дубом и бордовым бархатом, пахнут нафталиновым пафосом. Одна лишь Кэрол на фоне серых однотипных построек и людей гордо несет ярко-алые помаду, ногти, шляпку и перчатки.

Кадр из фильма

Видео здесь довлеет над текстом и подминает под себя сюжет. Весь фильм можно посмотреть без звука и он не растеряет главного, ведь его смысл умещается в одно предложение. В течение двух часов Кейт Бланшетт в роли самой роковой красотки, которую только можно себе представить – страдает. В этих многослойных интерьерах, в сверкающих украшениях, в пышной шубе и в хромированном автомобиле – кругом нее тоска, ее не радует почти ничего. Искры чувства изредка вспыхивают в этих голубых глазах, чтобы угаснуть через секунду перед собственным величием.

Для двух актерских талантов, которые сошлись в фильме "Кэрол", диалогов явно не хватает, а те реплики, которые есть – удивительно несуразны. Так же, как главная сцена – сцена любви. Она могла бы стать страстной кульминацией или как минимум одним из тех моментов в истории кино, которые откладываются в памяти на всю жизнь. Обнаженная Кейт Бланшетт занимается любовью с робкой Руни Мара. Эту фразу можно поместить на постер вместо слогана и ждать, когда зрители выстроятся в очередь. Фанаты будут разочарованы. Постельная сцена пропитана характерными для всего фильма холодом и отреченностью. Вот и актрисы признаются – ее снимали, когда они еще и не знали друг друга толком, а только начинали работу над лентой.

В это время сама лента распадается на две части. Пропасть раскинулась между тем, что режиссер хочет показать, и тем, что у него получилось. Кажется, Кэрол задумана смелым персонажем, но она идет на поводу у нелюбимого мужа и свекрови. Кажется, Кэрол задумана сильным персонажем. Но она боится судов, а свои проблемы из раза в раз решает с помощью бокала. Кажется, Кэрол задумана умной женщиной. Но она не способна строить диалог с оппонентами, пользоваться преимуществами, делать прогнозы на будущее. В сухом остатке она умеет лишь идти на поводу у собственных капризов, а после – расплачиваться за это и снова страдать.

Кадр из фильма

Звездный выход Бланшетт неожиданно затмевает Руни Мара, сыгравшая Терез – вторую главную героиню (именно так, и ни в коем случае не героиню второго плана, несмотря на номинацию на "Оскар" в этой категории). Потерянному, несмелому воробушку суждено пройти путь до целеустремлённой и уверенной в своих желаниях женщины. И если Кэрол – это блистательная Дитрих, то Терез – точно невинная Хепберн. Жаль, но в ее истории сюжет снова раздваивается. Режиссер утверждает: Терез смелая. Она бросает положительного жениха, потому что честна в своих чувствах. Она увольняется с прибыльной работы, потому что ищет себя в творчестве. Она соглашается на авантюрное путешествие на автомобиле по Америке. Мы же видим: Терез – просто лентяйка, которой везет на случайные встречи. Жених прилип к ней сам, сам же и бросил. Работу в престижном журнале ей предложили за красивые глаза (в портфолио у девушки – всего пару снимков). В странное путешествие ее втягивает женщина, которая в дороге пытается распутать клубок собственных проблем.

Так фильм, который должен был стать феминистским манифестом и одой смелости во все времена становится затянутой историей о страдающих женщинах на волнах судьбы. Нет в них ни страсти, ни храбрости. В избытке – лишь самое женское и самое древнее из всех качеств – завораживающая красота.

ДНИ в Telegram