Скандальное расследование журналистов Boston Globe о многочисленных случаях педофилии в католической церкви в начале "нулевых" всполошило весь мир. Американские репортеры тогда стали героями и получили Пулитцеровскую премию, но теперь уже мало кто помнит о пионерах, раскрывших страшные тайны Ватикана. Режиссер Том Маккарти решил восстановить справедливость и рассказать историю с самого начала, сняв драму "В центре внимания", а Американская киноакадемия за это наградила его шестью номинациями на "Оскар". В прокате – с 11 февраля.
О чем. В населенный католиками Бостон приезжает Марти Барон (Лив Шрайбер), чтобы встать у руля главной городской газеты Boston Globe. Практически сразу он натыкается на историю священника, осужденного за педофилию. Барон уверен, что этот случай не первый и далеко не последний, и поручает журналистам рубрики "В центре внимания" (Майкл Китон, Рэйчел Макадамс и Марк Руффало) провести расследование. Бывшие католики, как они сами себя называют, узнают шокирующую правду: священников-педофилов в одном Бостоне за последнее время накопилось больше 80, и Церковь об этом не только прекрасно знает, но и покрывает изнасилования маленьких прихожан. Репортеры, несмотря на многочисленные угрозы, решают пойти против Ватикана, но прежде всего – против своих родственников и соседей – убежденных католиков, против внушаемых с детства истин о непогрешимости Церкви и рассказать миру жуткую правду.
Где-то мы это уже видели. Пожалуй, самым известным фильмом о журналистском расследовании, вызвавшем большой резонанс, стала картина "Вся президентская рать" (1976). Режиссер Алан Дж. Пакула рассказал о репортерах Washington Post и знаменитом уотергейтском скандале, отправившем в отставку американского президента Никсона. По тематике схожа с "В центре внимания" и драма "Суровое испытание" (2011), рассказавшая основанную на реальных событиях историю о том, как учителя южнокорейской школы для слабослышащих детей насиловали воспитанников.
Что нового. Секс-скандал в Ватикане гремит до сих пор, однако совсем не с той силой, с какой ему следовало бы звучать: Церковь всячески пытается замять эту историю, и дерзость Тома Маккарти, конечно, еще попортит кровь священнослужителям. "В центре внимания" идет дальше всех своих собратьев по тематике, потому что покушается на самый авторитетный общественный институт. Фильм не просто рассказывает о педофилии и героях-журналистах, он способен пошатнуть веру в святость Церкви, поэтому смелость создателей "В центре внимания" действительно заслуживает аплодисментов.
Фильмов, в которых история сильнее режиссуры, актерской игры и всех спецэффектов, за всю историю кинематографа вряд ли наберется больше двух десятков. Том Маккарти рискнул – и теперь точно останется в анналах Голливуда, благодаря граничащей с документалистикой драме. Сценаристы провели титаническую работу сродни той, что прославила Boston Globe, и в мельчайших деталях воссоздали историю разоблачения педофилов, покрываемых Церковью. В этом скрупулезном и довольно предсказуемом кино не стоит искать саспенса: истории о журналистах-идеалистах, восставших против своих, вполне достаточно, чтобы больше двух часов удерживать внимание зрителя. Фильм шокирует, пугает, возмущает, но прежде всего восхищает, наверное, впервые среди себе подобных после "Президентской рати", в том числе благодаря и блестящему актерскому составу. Оскароносный Майкл Китон, в прошлом году поразивший всех работой в "Бердмене" Иньярриту, снова на высоте: он уже играл журналиста в "Газете" (1994), а в этот раз блестяще воплотил образ принципиального руководителя рубрики. Достойно на его фоне выглядят и Рэйчел Макадамс с Марком Руффало: их настойчивым репортерам хочется подражать. Это ли не признак попадания в десятку? Прекрасно справился с ролью вспыльчивого адвоката жертв насилия Гарабедьяна Стэнли Туччи: зритель привык видеть его в роли доброго волшебника, как это было, например, в "Дьявол носит Prada", но это не помешало ему воплотить на экране взбалмошного параноика, одержимого жаждой справедливости. Шокирующее расследование потрясло "нулевые", но совершенно забылось спустя десять лет. Не столько потому, что кто-то попытался историю замять, а потому, что реалии "В центре внимания" внезапно безнадежно устарели. Эта история об одержимости призванием вряд ли появилась бы сегодня, и хотя бы поэтому это кино нужно видеть – просто из любопытства, чтобы понять, как это было, а может, чтобы кусать локти в ностальгических порывах. Фильм, напоминающий об истинном назначении журналистики, в равной степени полезен и тем, кто читает газеты, и тем, кто их пишет. Маловероятно, но вдруг первые начнут верить в силу слова, а последние – оправдывать звания четвертой власти и рупора справедливости. Фильм в этом году претендует на "Оскар" в шести категориях, в том числе в главной – "Лучший фильм". И хотя это кажется совершенно невероятным, победа "В центре внимания" стала бы самой справедливой на этой церемонии.