СГОРЕВШИЕ МИЛЛИОНЫ НА МЯСНИЦКОЙ
Станция метро "Тургеневская" и "Чистые пруды", улица Мясницкая, 17
В доме №17 по улице Мясницкой проживал богатый масон Измайлов. В его доме, по всей видимости, проходили посвящения новых членов ложи, так что один из больших залов был обит черной материей, стены украшены соответствующими символами и иероглифами, на входе в зал стояли два скелета, а в подвалах находился тайный ход, по слухам, соединявший дом с Меньшиковой башней.
После смерти хозяина дом достался весьма экономному дворянскому семейству Кусовниковых. Пожилая чета не выезжала в свет, не принимала гостей, не держала прислуги и заколотила почти все комнаты, чтобы не отапливать дом зазря. По ночам же, прихватив с собой шкатулку со своими сбережениями, старики, дрожа от страха, разъезжали по городу в дешевом кабриолете, боясь унаследованных вместе с домом призраков больше, чем ночных грабителей на московских улицах.
Но однажды им понадобилось уехать в свое подмосковное имение. Опасаясь за судьбу своих сокровищ, они спрятали ассигнации в дымоход дворницкой. Перед их приездом приходящий дворник, вопреки приказу, решил прогреть остывший дом и развел огонь, так что вернувшиеся хозяева обнаружили лишь истлевшие обрывки купюр. Старуха Кусовникова скончалась на месте от разрыва сердца, а старик еще долго обивал пороги московских банков, пытаясь обменять сгоревшие купюры на новые, но все напрасно. Говорят, до сих пор ночью можно увидеть седого старичка в длинном пальто, причитающего: "Ох, денежки мои, денежки!" – правда, встреча эта не несет добра прохожим, предвещая крупные денежные потери. Появление призрака легко объяснить, ведь в соседнем доме №15 жил когда-то сам колдун Брюс, вся улица была сплошь заселена масонами, а в доме Юшкова №21 проходили собрания вольных каменщиков и находилась их библиотека.
ИНСТИТУТ СКЛИФОСОВСКОГО
Станция метро "Сухаревская", Большая Сухаревская площадь, 3
Все помнят историю о том, как граф Шереметьев, несмотря на высокое положение, женился на своей крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой. В этом счастливой паре немало посодействовал император Александр I, давший беспрецедентное разрешение на брак.
И вот однажды молодой муж заметил, что супруга периодически отлучается из дворца. Проследив за ней, граф обнаружил, что она ездит на Сухаревскую площадь, помогает больным и подает милостыню нищим. Граф, пораженный милосердием своей любимой жены, по ее просьбе решил построить Странноприимный дом. Но вскоре Прасковья умерла после родов. Для безутешного вдовца строительство превратилось в обет, и он выстроил прекрасный дворец для бедных – памятник жене (так некогда был построен Тадж-Махал).
Почему именно здесь? Тут стоял Сретенский монастырь, здесь шли паломники в Троице-Сергиеву лавру. А у Сухаревской башни бурлил рынок, так что было полно и больных, и нищих, и калек. В Странноприимном доме появилась и бесплатная столовая, и богадельня, и больница для бедных, и даже своеобразный фонд приданого для бедных невест — только венчаться они должны были не где-нибудь, а в масонском храме Троицы Живоначальной в Серебряниках. На фасаде здания больницы масон Шереметьев так же, как и на церкви, расположил один из главных символов масонства – лучезарную дельту, обозначающую всепроникающий божественный взгляд и присутствие Бога во всех делах.
На время войн дом превращался в госпиталь, где лечили солдат обеих воевавших сторон, независимо от национальности и вероисповедания. С середины XIX века Странноприимный дом стали называть Шереметьевской больницей, считавшейся одной из лучших частных больниц Москвы. А после революции в здании расположилось НИИ скорой помощи им. Склифосовского, где родилась всем известная служба 03.
Удивительно, но процент выздоровления в институте, куда привозят больных, находящихся на грани жизни и смерти, гораздо выше, чем в других больницах. Здесь лечат сами стены, а большинство выживших после клинической смерти в один голос утверждают, что к ним подходил призрак молодой красивой женщины в белом, касался их и исчезал после появления признаков жизни. Призрак периодически встречают и в коридорах. А также говорят, что больницу окружают тени тех людей, которых не удалось спасти, – они помогают другим.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР
Станция метро "Охотный ряд" и "Театральная", Театральная площадь, 1
Мистическая история связана и с Большим театром: дело в том, что здание очень любят пожары.
В 1776 году императрица Екатерина II даровала князю Петру Урусову высочайшее соизволение содержать "театральные всякого рода представления, а также концерты и маскарады". До этого момента увеселения двора проходили в доме князя Воронцова на Знаменке, 12, но во время чумы устроитель спектаклей итальянец Чинти умер. Урусов и его партнер, обрусевший англичанин, в прошлом эквилибрист и театральный механик Меддокс, некоторое время продолжали арендовать это же здание, организовав Знаменский оперный дом, но в 1780 году прямо во время представления трагедии Сумарокова "Дмитрий Самозванец" театр сгорел.
Расстроенный Урусов передал проект своему Меддоксу, выстроившему Петровский театр на Петровке, но уже через пять лет здание постигла та же участь. Труппа стала выступать на частных сценах.
Следующее здание театра появилось уже на Арбатской площади. Но и оно было уничтожено пожаром 1812 года. В 1820 году новый Петровский театр вернулся на прежнее место; это было одно из красивейших зданий Москвы. В нем устраивались не только спектакли, но и вернисажи, а внизу были кофейня и кондитерская. Но уже в марте 1853 года в театре вспыхнул продолжавшийся целых три дня пожар такой силы, что чугунные колонны расплавились, а снег на Театральной площади полностью растаял. От театра остались лишь обгорелые стены и колонны, весь реквизит был полностью уничтожен, к тому же погибли люди. По одной из легенд, во время этого пожара некий крестьянин вытащил из объятого огнем театра человека, за что позже был награжден Николаем I медалью "За спасение погибавших". После смерти крестьянина его призрак стал якобы появляться во время многих крупных московских пожаров, помогая спасаться людям.
Вновь отстроенный театр простоял до Великой Отечественной войны, пока в здание не попала бомба, но уже в 1943 году спектакли возобновились.
В 2011 году была осуществлена масштабная реконструкция здания Большого театра. Во время ремонта Новой сцены неожиданно были обнаружены старинные гробы с полуистлевшими костями, напоминавшими чумные екатерининские захоронения. Получается, что несколько веков спектакли проходили над могилами не упокоившихся москвичей. Тут и вспомнили, что перед каждым пожаром театра видели в его подвалах странного человека в черном плаще с капюшоном, а вместе с тем – и еще об одной легенде. Рассказывали, что во время эпидемии чумы в конце XVIII века в один московский дом, находившийся недалеко от здания нынешнего Большого театра, постучался неизвестный человек в длинном черном плаще, назвавшийся лекарем и предложивший чудесное лекарство от болезни. Выпив его, все семейство тут же испустило дух, кроме младшего сына, спрятавшегося за печкой. Незнакомец же принялся грабить дом. Увидев, что лекарь оказался отравителем и мародером, мальчик незаметно выскользнул и добрался до соседей. Они и убили преступника, насильно напоив его тем самым ядом и бросив тело в болото, на месте которого ныне находится Театральная площадь.
ДОМ БАТАШЕВА
Станция метро "Таганская", улица Яузская, 11
Огромный дом на Швивой горке, известный теперь как Яузская больница, принадлежал одному из братьев-горнопромышленников Баташевых, называемых вторыми Демидовыми. Баташевский чугун считался самым лучшим в Европе, а чугунными скульптурами с фабрик Баташевых были украшены московские здания и фонтаны, из него же была создана и четверка коней на фронтоне Большого театра. Однако москвичи произносили имя братьев со страхом, особенно же боялись старшего брата Андрея Родионовича, славившегося жестокостью, в которой он мог посоперничать с Салтычихой.
Так, говорили, что ему ничего не стоило замуровать три сотни своих рабочих в подземелье, чтобы скрыть от царя махинации с фальшивыми деньгами. Даже век спустя местные крестьяне рассказывали, будто "барин собственноручно задвинул засовы чугунной двери подземелья, где лежали напившиеся на радости рабочие, которые и умерли там голодной смертью". Баташев издевался над своими работниками и с легкостью расправлялся с неугодными в своих подмосковных владениях. Его беспредел принял такой размах, что через своих людей он стал грабить богатые обозы и присваивать себе целые деревни, бывшие владельцы которых просто исчезали. По словам одной из крестьянок, "дверь в башню парка была железная, а пол весь по шарниру двигался, и вот как барин на кого опаску поимеет и надо, чтобы его и следа не осталось, сейчас того угостит хорошенько, да пьяного и поведет свои постройки смотреть. Сам на пороге станет, а его наперед в эту самую башню пропустит. Только как тот на эти самые доски станет, они сразу на обе стороны, под стену и уйдут, а под полом-то этим колодезь бездонный. Полетит человек и крикнуть не успеет, а барин пуговку какую-то нажмет, и опять пол ровный и следов нет – хоть век ищи, не найдешь человека".
В одну из своих поездок в Петербург Андрей Баташев был принят в масонскую ложу и завязал тем самым знакомство с множеством влиятельных лиц, так что, когда к нему приехал чиновник, посланный начать сыск против злодея, тому, как бы невзначай, поднесли фрукты в вазе, среди которых лежал конверт с деньгами и записка: "Фрукты съешь, деньги возьми и убирайся, пока жив". На этом следствие окончилось, не начавшись.
Московский дом второго брата, Ивана, на Яузе тоже был полон мрачных легенд – недаром тут были обнаружены вырытые в строжайшей тайне подземелья и потайные ходы к Яузе. В подвалы, расположенные под домом, не осмеливался спускаться никто из слуг, ведь, по их утверждениям, там водились призраки, а в центре сада стоял позорный столб, где секли за малейшую провинность.
В 1812 году в доме, в спешке покинутом хозяевами, устроил себе резиденцию маршал Мюрат. Говорят, что он нарушил приказ Наполеона и не взорвал усадьбу после своего ухода из уважения к родственнику Баташева – знаменитому генералу Михаилу Милорадовичу, так что дом прозвали "несгораемым".
В конце XIX века усадьбу выкупил город под Яузскую больницу. После революции 1917 года она превратилась в ведомственную больницу ОГПУ, где не только лечили, но и расстреливали, а также тайно хоронили во дворе жертв концентрационного лагеря из близлежащего Ивановского монастыря. В общей сложности была похоронена почти тысяча человек. Все эти захоронения происходили в обстановке такой секретности, что тайна открылась лишь после урагана 1998 года, когда под вырванными с корнем деревьями обнаружились останки погибших. Об этом сейчас напоминает лежащий в больничном парке памятный камень.
ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Станция метро "Марксистская", улица Таганская, 58
Деревянная Покровская церковь была построена на Божедомке почти четыре века назад в честь патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича, скончавшегося на Покров. Это событие совпало с ежегодным днем отпевания неизвестных погибших странников и убогих, когда горожане собирались на панихиды в божьи дома для опознания или отыскания родственников, а затем яма с телами засыпалась. К моменту строительства церкви убогий дом на Божедомке уже три века принимал жильцов на последний постой – среди них оказалось и тело растерзанного на Красной площади Лжедмитрия I.
Деревянная церковь сменилась каменной, постепенно вокруг возник монастырь, существовавший до 30 годов прошлого века, когда его закрыли, превратив монастырское кладбище в парк культуры.
Когда в 1998 году во вновь созданный женский монастырь перевезли мощи старицы Матроны, причисленной позже к лику святых, он превратился в настоящее место паломничества верующих.
Московская Матрона – одна из немногих святых, живших в наше время. Ее судьба интересна и поучительна. Так, матери будущей святой накануне родов приснился сон, что на руку ей села белая безглазая птица. Сон оказался пророческим. Слепая от рождения Матрона с раннего детства обладала даром пророчества, а также могла исцелять больных. О ее жизни существует множество чудесных рассказов, а перед смертью она дала наказ всем ищущим ее помощи являться к ней на могилу в Донском монастыре, выбранном как место своего упокоения самой Матроной, "чтобы слушать службы".
Поклониться мощам и иконе Матроны ежедневно приходят сотни людей со всей страны, особенно много среди них бесплодных женщин, которым святая дарует детей. Также она покровительствует учителям и врачам. Даже те, кто приходят сюда просто так, нередко становятся глубоко верующими. Есть обычай приносить блаженной Матроне живые цветы. В ответ каждому, пришедшему к Матронушке, монахини вручают освященные на мощах цветки, которые нужно засушить и хранить дома возле икон.
ТЕАТР ИМЕНИ ПУШКИНА
Станция метро "Тверская" и "Пушкинская", Тверской бульвар, 23
Камерный театр А.Я. Таирова был открыт в 1914 году. Здание привлекло драматурга и его жену, актрису Алису Коонен, своей пустынностью и таинственностью. Выбранное здание не было изначально приспособлено для театральных представлений, так что к нему пришлось пристроить небольшой зрительный зал и сцену. Только соседство оказалось не очень удачным – рядом находилась церковь Иоанна Богослова, и Таирову понадобилось приложить все силы для улаживания разгоревшегося конфликта, когда под сцену пришлось забрать часть древнего кладбища, на котором были похоронены еще убитые Петром стрельцы. Играть актерам в буквальном смысле пришлось на костях.
В 30-е годы храм ликвидировали и передали театру под общежитие. Тут и начались настоящие беды. Театр закрыли, Таирова отстранили от должности, от нервного потрясения он заболел, болезнь перешла в горячку мозга, и вскоре его не стало.
Затем театр переименовали в Пушкинский и перестроили. На месте бывшего кабинета как-то сам собой возник туалет. По легенде, Алиса Коонен, переставшая выходить на сцену, но оставшаяся жить в здании театра, прокляла его. Первый художественный руководитель нового театра В.В. Ванин скончался от рака горла, а директор Н.Н. Чаплыгин спустя два года разбился в авиакатастрофе.
После смерти актрисы в театре и вовсе стали происходить странные вещи: трескались принадлежавшие ей при жизни огромные зеркала, гас свет и, что самое печальное, новые постановки не пользовались успехом. На генеральном прогоне актеры неизменно видели прозрачную тень актрисы на последних рядах, означавшую провал постановки. А после спектаклей рабочие отказывались разбирать декорации, уверяя, что там ходит женщина в черной кожаной тужурке и красной косынке. Таиров же появлялся всегда перед грядущей отставкой очередного руководителя театра. Обстановка накалилась настолько, что труппа была вынуждена пригласить священника. После прочтения соответствующих молитв и проведения церковных обрядов во время одного из представлений вдруг вылетела большая синяя тропическая бабочка, покружившая над сценой и исчезнувшая на глазах у изумленной публики. С тех пор неудачи покинули театр, а призраков не стало.
ХИТРОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ
Станция метро "Китай-город", Подколокольный переулок, 11
Несмотря на то что в этой части города издревле находились усадьбы знатных родов и православные церкви, она вошла в историю столицы благодаря отнюдь не святому месту.
В XIX веке генерал-майор Н.З. Хитрово подарил городу новую площадь с торговыми рядами. Однако из благого дела вышла противоположная история.
После отмены крепостного права в Москву съехалось множество всякого сброда, а окружавшие площадь особняки постепенно сменили ночлежки и доходные дома. Все это способствовало появлению печально знаменитой Хитровки, ставшей местом обитания отбросов общества, где среди бела дня незадачливый народ грабили, часто раздевая донага, и убивали, оставляя трупы прямо на улице.
Хитровку называли "шевелящейся гнилой ямой", в ее трактирах и ночлежках собиралось ежедневно до десяти тысяч воров, бандитов, попрошаек, проституток и беглых каторжных, а в многочисленных подвалах и тайниках пряталось награбленное добро. Так, знаменитая Сонька Золотая Ручка, реальный московский преступный персонаж, по легенде, спрятала где-то на Хитровке самовар с огромнейшим бриллиантом, не найденный до сих пор.
С преступным миром не могли покончить вплоть до 1923 года, когда за одну ночь все его обитатели были арестованы, а район полностью снесен. Но многочисленные подземные тайники все еще ждут своих хозяев.