Главные опасности шопомании

Фото: кадр из фильма "Шопоголик"
Многие из нас любят ходить по магазинам, выбирать наряды, аксессуары, декор для дома и радоваться покупке. Однако для некоторых страсть к шопингу превращается в настоящую болезнь, граничащую с безумием.

Ко Всемирному дню шопинга, который отмечается 11 ноября, Дни.Ру узнали у специалистов, почему приятное занятие становится манией, чем опасно такое пристрастие и как можно избавиться от этого "недуга".

Шопомания или шопоголизм – простонародные названия медицинского термина ониомания, под которым понимается непреодолимая тяга покупать. Даже если вещь не имеет никакого практического смысла, процесс ее приобретения вызывает ощущение удовольствия. Шопоголизм официально не признан патологией, хотя в США многие специалисты считают именно так, отмечая, что у заядлых любителей покупать проявляются признаки маниакального поведения.

Выделяют несколько признаков, которые могут говорить о том, что человек является шопоголиком. Он любит ходить по магазинам просто так, не имея изначальной цели найти что-то конкретное, осматривает, примеривает многие товары из числа выставленных. Как правило, он читает модные журналы, следит за новинками рынка. Время от времени появляется внезапное желание купить какую-либо вещь, не имея на это ни малейшей причины, а потом изучать товар, рассказывать о нем друзьям и коллегам. У шопоголиков при длительной паузе в посещении магазинов падает настроение, снижается жизненный тонус, развивается апатия к окружающему.

В крайних формах шопоголизм не так безобиден, как кажется. Известно множество случаев, когда человек, который не мог совладать со своей манией, залезал в непомерные долги, на почве конфликтов, вызванных спонтанными покупками, разрушались семьи, а также развивались сопутствующие психические расстройства, куда более ярко выраженные и опасные.

Фото: GLOBAL LOOK press/West Coast Surfer

"Специалисты по психическим расстройствам до сих пор не признают термина "шопоголизм", под которым подразумевается нездоровая одержимость человека посещением магазинов, выбором товаров и покупками. Однако наравне с табачной, любовной и интернет-зависимостью, это явление прочно вошло в жизнь общества, – поясняет руководитель Научно-диагностического центра клинической психиатрии Александр Хаминский. – Отрицать наличие этой проблемы, постоянно прогрессирующей "благодаря" обилию рекламы, мотивирующей к покупке чего бы там ни было через обещания счастья (ведь любому маркетологу известно, что продаются не товары и услуги, а эмоции и ожидания), представляется делом бесперспективным".

По словам эксперта, все характерные для любой патологической зависимости признаки у пациента налицо: абстинентный синдром, стремление любыми средствами заполучить вожделенный объект и соответствующее этому стремлению поведение, неспособность критически отнестись к объекту своей страсти, утрата жизненных интересов в других областях. "И, кстати, этому расстройству подвержены не только женщины. Действительно, представительницы прекрасного пола попали в маркетинговые сети на несколько десятилетий раньше мужчин. Но именно благодаря этому дамы как раз и являются наиболее "продвинутыми пользователями". Мужчины же, особенно молодые, в силу своей неискушенности в вопросах разумного шопинга, рискуют приобрести подобного рода зависимость ничуть не меньше", – отмечает Хаминский.

Наиболее благоприятным фоном к формированию зависимости от покупок является неудовлетворенность своим внешним видом, социальным статусом и отсутствие возможности самовыражения, истинного развития или прогресса в какой-либо области и поднятия самооценки.

С Хаминским согласна психоаналитик Александра Гибински, которая считает, что шопоголизм, как и любой "голизм" (зависимость), призван компенсировать эмоциональный дефицит раннего детства. "Если становится грустно, а то и вовсе жизнь кажется бессмысленной, велик соблазн заполнить внутреннюю пустоту внешними приобретениями. Вместо того чтобы разобраться в реальных причинах своего состояния, шопоголик бежит в магазин. Настроение улучшается не столько от новой полезной покупки, сколько от самого факта обладания", – рассказала она в интервью Дням.Ру.

По ее словам, данное явление можно сравнить с желанием младенца получить материнскую грудь при условии, что он не голоден – важен не продукт, а процесс, обратная связь. Магазин становится символической матерью, предоставляя доступную грудь со скидкой или грудь отличного качества от известного производителя.

Фото: GLOBAL LOOK press/West Coast Surfer

Процесс неконтролируемых покупок приводит к захламлению дома шопоголика и опустошению его кредитных карточек и кошельков. Это порождает массу конфликтных ситуаций с близкими, становится настолько важным и ценным в жизни, что остановиться и сказать себе "стоп" практически невозможно.

Справиться с шопоголизмом в одиночку очень тяжело. Однако, если проблема уже замечена и волнует вас, значит пора подумать над тем, как сделать покупки планируемыми, а не спонтанными. "Напишите список, того, что хотите купить. К скидочным системам и новым коллекциям, которые предлагает рынок товаров и услуг, относитесь с критикой. Выходя за покупками, берите с собой небольшую сумму денег, а не кредитные карточки. Только реальные деньги дают понимание, сколько потрачено. Список приобретенного, чеки о покупках дают реальную картину трат. А если Вы чувствуете, что не можете контролировать свои расходы, не ходите в магазины. Дайте себе время подумать о том, что можете реально позволить, в чем действительная важность данной покупки, на что потратите заработанное. Ну а если все – таки идете в магазин, возьмите с собой кого – то, кто будет присматривать за вами", – советует семейный психолог, член Европейской ассоциации психотерапевтов Лидия Горькова.

Аналитики-конфликтологи, супруги Александр и Ирина Юрановы предлагают еще один выход: попробовать воспользоваться услугами стилиста. Он не только подскажет, где и что покупать, но и защитит от "навязчивых или непонимающих" продавцов. Стилист, как правило, знает на чем сэкономить и на чем экономить не следует. Более того, ваш гардероб благодаря профессионалу будет сбалансирован по цветовой гамме и соответствовать модным тенденциям текущего года.

ДНИ в Telegram