Тайны советского кино

Кадр из фильма "Служебный роман"
В честь года Российского кино Дни. Ру продолжают изучать историю отечественного кинематографа. Все мы по несколько раз пересматривали такие шедевры как "Служебный роман", "Москва слезам не верит"и многие другие. Но что в культовых картинах осталось за кадром? Рассказываем.

"Бриллиантовая рука" (1968, режиссер Леонид Гайдай)

В июне 1968 года гостиницу в Адлере, в которой проходили съемки "Бриллиантовой руки" пронеслись ужасные слухи о гибели Юрия Никулина. Как выяснилось позже, горничная обнаружила в подвале гостиницы манекен, брошенный на пол вместе с остальным съемочным реквизитом. Обладая не очень хорошим зрением, женщина приняла муляж за тело известного артиста. К счастью, слух о его трагической гибели в скором времени дошел и до самого Юрия, который поспешил успокоить коллег и сотрудников гостиницы "Горизонт". Возможно, подобное напряжение в съемочном коллективе наблюдалось из-за того,что весь сюжет картины был основан на реальных публикациях СМИ из криминальной хроники. Начитавшись газет, Леонид Гайдай совместно с Яковом Костюковским и Морисом Слободским решили попробовать написать на основе прочитанного сценарий для фильма. И эта "попытка", как видим, оказалась весьма удачной.

"Джентльмены удачи" (1971, режиссер Александр Серый)

Александр Серый всегда мечтал снять продолжение культовой картины "Джентльмены удачи", но, не выдержав тяжелой борьбы со смертельной болезнью, 16 октября 1987 года покончил с собой. Однако это не единственная драма, связанная с легендарной комедией. Александру всегда мешали в карьере как его уголовное прошлое (режиссер несколько раз на протяжении жизни попадал в тюрьму), так и особенности характера – например, излишняя вспыльчивость. Тем не менее тюремный опыт режиссера сослужил ему хорошую службу. Ведь все знаменитые фразы из фильма, ставшие на сегодняшний день крылатыми, в сценарий включал сам Серый.

"Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975, режиссер Эльдар Рязанов)

Большинство из нас знает, что изначально на роль Ипполита Эльдар Александрович определил Олега Басилашвили, но тот отказался от роли в последний момент. Олег Валерианович как раз похоронил своего отца и просто не мог себе позволить играть комедийную роль. Однако в кадр новогодней классики мирового кино Басилашвили все-таки попал. Если внимательно посмотреть эпизод, в котором героиня Барбары Брыльски поднимает выброшенную фотографию Ипполита, то можно увидеть: на фото запечатлен вовсе не Юрий Яковлев, а Басилашвили. В то же время фотография Яковлева в фильме также присутствует, причем буквально в соседнем кадре. К счастью, зрители на данный "киноляп" попросту не обратили внимания.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"

"Служебный роман" (1977, режиссер Эльдар Рязанов)

Эльдар Александрович не раз признавался в интервью, что Алиса Фрейндлих является его любимой актрисой. Но по разным обстоятельствам их "кинороман" никак не мог сложиться. Сначала Фрейндлих не прошла кинопробы на роль в "Гусарской балладе", затем отказывалась от предложений Рязанова по причине рождения дочери Вари. В итоге Рязанов познакомился с любимой актрисой лишь на съемочной площадке "Служебного романа", который, по сути, так и остался их единственным совместным проектом с ключевой ролью актрисы. Съемки легендарной картины ознаменовались для Алисы Бруновны насыщенным графиком и постоянными перемещениями по маршруту "Москва-Ленинград" и обратно. Однажды Алиса Бруновна так утомилась, что проспала Москву и уехала в депо.

Кадр из фильма "Служебный роман"

Немало курьезов на съемочной площадке "Служебного романа" связано и с Олегом Басилашвили. Чтобы сыграть опытного водителя Юрия Самохвалова, Басилашвили пришлось в срочном порядке отправиться на курсы вождения, но это его не спасло. Один раз во время съемок он врезался в мирно стоявший киоск Союзпечати, в другой – расколотил дорогостоящую камеру оператора. К счастью, во время этих эксцессов никто не пострадал, а Басилашвили, несмотря на опасения коллег, даже не был лишен гонорара.

"Москва слезам не верит" (1979, режиссер Владимир Меньшов)

После выхода на экраны легендарной картины "Москва слезам не верит" зрители не уставали обвинять то Веру Алентову в излишней прагматичности, то Владимира Меньшова в нескрываемом обожании в адрес супруги. На самом деле роль Катерины неоднократно предлагалась другим ведущим советским актрисам того времени, но по причине их отказа Владимир все же решил попробовать снять собственную жену. По слухам, отказ и Ирины Купченко, и Маргариты Тереховой был связан с тем, что им обеим "не понравился сценарий". Теперь, спустя годы, вряд ли кто-то из зрителей может представить в роли Катерины кого-то другого. Ведь Алентова блестяще справилась с ролью.

"Любовь и голуби" (1984, режиссер Владимир Меньшов)

Как рассказали ведущему передачи "Тайны нашего кино" Ивану Усачеву, атмосфера на съемочной площадке так полюбившейся зрителям картины Меньшова царила более чем дружеская. Перед съемками каждого эпизода различные его детали обсуждали всем коллективом. Не стал исключением и знаменитый эпизод с фразой героини Гурченко "Девушки, уймите вашу мать!". Идея с отвалившемся помпоном возникла спонтанно и была одобрена всеми актерами. Помпон специально прихватили лишь одной ниткой,чтобы в нужный момент он отпал.

Кадр из фильма "Любовь и голуби"

Шоу-бизнес в Telegram