В этом году оперетте Имре Кальмана "Принцесса цирка" исполняется 90 лет. Впервые она была сыграна в марте 1926 года в Вене, на сцене "Театр ан дер вин". Москва увидела это произведение Кальмана в декабре 1927-го. Оперетту о любви светской дамы и циркового артиста с романтической тайной в прошлом, выступающего со смертельно опасным номером под именем Мистер Икс, для нашей страны, правда, адаптировали – действие перенесли в Петербург, а имена героев поменяли на русские.
Именно в "национальной" версии оперетту в 1958 году экранизировал Юзеф (он же Юлий) Хмельницкий, и там в роли Мистера Икс блистал Георг Отс. Тот фильм имел огромный успех, после его выхода ария "Мистера Икс", первоначально предназначенная для тенора, стала распространенной у певцов-баритонов, а оперетта вошла в репертуары практически всех муз театров СССР.
В двухсерийной киноверсии оперетты 1982 года в постановке Светланы Дружининой главного героя играл чех Игорь Кеблушек, еще двое актеров за него на экране пели и говорили.
За девять десятилетий существования театральных и киноверсий этой оперетты ее действие в зависимости от политической обстановки перемещалось в Петербург, Вену и Париж. Париж, как это и было задумано 90 лет назад, стал местом действия и в мюзикле "Принцесса цирка".
Ейфелева башня – самая попсовая примета французской столицы – украшает задник сцены. Тем самым подчеркивается возвращение к историческому замыслу Кальмана. "Мечта моего отца – сочетание цирка и драматического театра на одной сцене", – уверяет Ивонн Кальман, дочь композитора.
В середине 90-х с его наследниками, кстати, вышла неприятная штука – тогдашнему замминистру культуры Михаилу Швыдкому позвонила вдова Кальмана и ругалась по поводу отсутствия авторских отчислений за постановку "Принцессы цирка" Екатеринбургским театром музкомедии. Скандал тогда удалось замять. Но сегодняшнюю премьеру все тот же Михаил Швыдкой уже в статусе руководителя московского Театра Мюзикла расценивает как своего рода возвращение долга семье.
Возвращают его при помощи канадской команды. Режиссер спектакля – канадец Себастьян Солдевилья - руководит канадским театром-цирком "Семь пальцев". Он же был постановщиком церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи.
Себастьян сделал акцент на визуальной составляющий, поскольку вокально на сцене безупречно звучит только Максим Заусалин - исполнитель роли Мистера Икс. Его же знаменитая ария "Цветы роняют…" становится композиционным центром первого акта. Сложный цирковой трюк героя, правда, выполняет дублер-каскадер.
Вообще, цирк здесь – самая зрелищная часть. Партерная акробатика, жонглеры, воздушные гимнасты, каучук, паркур – цирк здесь не только место действия, но и главное действующее лицо спектакля, его суть и воздух. Головокружительные номера во многом спасают постановку. Без них она бы превратилась в оперетту со всем известным банальным сюжетом-"клюквой" про то, как богач женился на молодой красавице, но боясь, что та увлечется его племянником-сиротой оклеветал его и лишил денег, а потом справедливость восторжествовала, красавица и племянник встретились и полюбили друг друга.
На первых постановках в России публика в голос смеялась над этой нелепицей, поэтому сюжет пришлось кардинально менять. В фабуле исконной версии оперетты Кальмана, которую старались воплотить на сцене Театра Мюзикла остались все неправдоподобные коллизии. Но они вполне нивелируются качественными актерскими работами – заняты тут и Павел Любимцев (Пеликан), и Ефим Шифрин (Пуассон), для которого специально была написана роль циркового шпиона-интригана.
Главный же успех постановки – женская роль Каролины Бонвиль в исполнении Алексея Колгана. Он работал в московском театры Сатиры, озвучивал мультфильмы, был даже лауреатом телепремии ТЭФИ за юмористические программы. Но роль травести в "Принцессе цирка", безусловно, затмит все его предыдущие работы. После дуэта Каролины и Пеликана в начале второго акта зал просто беснуется. В свое время, на Фаину Раневскую шли в театр имени Моссовета ради крохотной роли Маньки-спекулянтки в спектакле по пьесе Билля-Белоцерковского "Шторм" После сцены с участием актрисы зрители уходили из зала, из-за чего Раневская была впоследствии убрана. В случае с "Принцессой цирка" тоже есть такой риск, хотя после этой сцены зрителей ждет еще и цирковой парад, и эффектное разоблачение Мистера Икс.
"Принцесса цирка" – пятая постановка Театра Мюзикла. Здесь есть рок-опера, есть музыкальное ревю, есть детский спектакль. Теперь еще в репертуаре будет и цирк. Это самая дорогая постановка в театре под руководством Михаила Швыдкого. Остается надеться, что вложения себя оправдают.